Атом за атом
Обаме нужен Иран в Европе с его нефтью и газом, чтобы выбросить из этого рынка Россию. И он готов на любые стратегические ходы
В понедельник влиятельный член королевской семьи, бывший глава разведки Саудовской Аравии Турки бен Фейсал заявил, что если Иран получит право на разработку ядерной программы, то Эр-Рияд будет добиваться такого же права, передает британская BBC. Сейчас Саудовская Аравия обладает статусом безъядерной державы. «Я всегда говорил – что бы ни вышло в результате этих переговоров, мы хотим такого же. Если Иран добьется способности обогащать уран до какого-либо уровня, не только Саудовская Аравия, но и многие захотят пойти этим путем», – добавил саудовский принц.
«Иран уже играет разрушительную роль в различных арабских государствах – в Йемене, Сирии, Ираке, Палестине и Бахрейне, – заявил бен Фейсал. – Так что обладание им новым видом оружия массового поражения только добавит нам проблем с Ираном». Саудовский принц подчеркнул отрицательную, по его мнению, роль Ирана в ближневосточных делах. Турки Бен Фейсал отметил, что Тегеран активно поддерживает шиитскую милицию в борьбе с «Исламским государством*» в Ираке, тем самым увеличивая свое влияние в этой стране. Причем в военных действиях уже принимают участие иранские генералы. «Все выглядит так, будто Иран расширяет зону оккупации Ирака, а это неприемлемо», – передает слова принца канал Al-Arabyia.
Британская The Guardian отмечает, что Турки бен Фейсал на данный момент не занимает никаких официальных постов в Саудовской Аравии, однако он считается одним из самых влиятельных людей королевства. Бен Фейсал – младший сын короля, ныне считается неофициальным посланником саудовского правительства, отмечает издание.
Подобные заявления со стороны Эр-Рияда звучат не впервые. Саудовская Аравия и прежде отмечала, что будет разрабатывать ядерную программу, если переговоры с Ираном провалятся. Как отмечала израильская газета Haaretz со ссылкой на свои источники в Госдепе США, первый раз эту позицию выразил ныне покойный король Саудовской Аравии Абдалла в 2012 году. Тогда он заявил коротко и ясно: «Если они получат ядерное оружие, мы тоже сделаем ядерную бомбу».
Очередной тупик
Заявление саудовского принца прозвучало в тот момент, когда в швейцарском городе Лозанна проходили переговоры между госсекретарем США Джоном Керри и главой МИД Ирана Джавадом Зарифом по поводу ядерной программы Ирана, пишет The Guardian в понедельник, 16 марта. Газета отмечает, что министры «пытаются использовать последнюю попытку договориться перед тем, как истечет срок переговоров». Напомним, «шестерка» международных посредников (США, Франция, Россия, Великобритания, Китай и Германия) и Иран должны прийти к решению до 31 марта.
Накануне переговоров президент США Барак Обама, пытаясь спастись от очередного провала, выступил с предложением. 3 марта он заявил, что заключение окончательного соглашения по ядерной программе Ирана возможно, если Тегеран приостановит ее сроком минимум на 10 лет. Данное предложение не понравилось иранскому руководству. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал его неприемлемым.
Ядерный вопрос пытался решить и госсекретарь США Джон Керри. 7 марта по итогам переговоров в Париже с главой МИД Франции Лораном Фабиусом он подчеркнул необходимость достигнуть надежного соглашения по Ирану, заявив, что Тегеран должен доказать исключительно мирный характер своей ядерной программы. Потом он посетил Эр-Рияд, чтобы убедить лидера Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, что США не приемлет никакого соглашения, если оно не заставит Иран отказаться от создания ядерного оружия. В ответ Керри услышал опасения глав арабских государств по поводу вооруженных шиитских группировок в регионе и растущего влияния Ирана. Так, 8 марта глава дипломатии Ирана Мохаммад Зариф заявил, что вероятность заключения «ядерной сделки» Ирана и «шестерки» превышает 50%.
Между тем шестерка международных переговорщиков утверждает, что принятых мер достаточно, чтобы ограничить разработки Тегерана мирным атомом. Однако критики этого плана считают, что исламская республика должна полностью свернуть ядерную программу, чтобы не провоцировать региональную гонку вооружений на почве соперничества между Ираном и Саудовской Аравией.
Арабы против персов
Саудовская Аравия не отстает от других государств региона и медленно, но верно разрабатывает свои ядерные проекты. Так, накануне был подписан ряд соглашений с Южной Кореей, в рамках которых на территории королевства будут разрабатываться ядерные объекты. Более того, Эр-Рияд сумел договориться с Китаем, Францией и Аргентиной по поводу развития ядерной программы. Согласны данным договоренностям, на Аравийском полуострове в течение 20 лет будут возведены 16 ядерных реакторов.
Иран же является главным региональным противником королевства. У двух ближневосточных стран давние противоречия, которые связаны с целым комплексом проблем. Страны расходятся в религиозных, экономических и политических вопросах. Саудовская Аравия – суннитская монархия, Иран – шиитский центр мира. Обе страны являются крупнейшими производителями энергоресурсов и постоянно конкурируют за рынки сбыта своих главных экспортных продуктов – нефти и газа.
Более того, Эр-Рияд и Тегеран жестко разошлись в отношении сирийского конфликта. Иран поддерживает режим Башара Асада, Саудовская Аравия, в свою очередь, является главным спонсором сирийской оппозиции. Другим фактором, осложнившим и так непростые отношения, стала ситуация в Йемене, где шиитские ополченцы захватили власть в стране, свергнув просаудовское правительство. По мнению Саудовской Аравии, за ополченцами стоял Иран. Естественно, наличие ядерного оружия могло бы стать фактором, который изменил бы баланс сил в регионе.
«Идея ядерного нераспространения полетит в тартарары»
«Мы присутствуем при начале очень серьезной конфронтации: между суннитским и шиитским исламским фундаментализмом. Шииты, которые на протяжении тысячи лет были загнанными, угнетенными, презираемыми, сейчас встали на ноги. Стало ясно, что это новая сила, с которой приходится считаться», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский.
Естественно, что, когда Иран стал осуществлять свою ядерную программу, которая в конце концов должна привести к созданию бомбы, сунниты, прежде всего Саудовская Аравия, забеспокоились, добавил он. «Если Ирану договориться не удастся, чтобы снять со страны санкции, дать доказательства, что он не собирается создавать бомбу, тогда Иран на всех парах пойдет к созданию условий для производства бомбы», – отметил эксперт.
Саудовская Аравия же сейчас находится между двух огней – Ираном и ИГ, и трудно сказать, кого больше стоит бояться, добавил политолог. Он напомнил, что Саудовская Аравия заключила контракт с США на поставку оружия на 15 миллиардов долларов, что пригодится для борьбы с ИГ. «Но если Иран создаст бомбу, уравновесить можно будет только своей бомбой. Уже были сообщения, что у них какие-то контакты с Северной Кореей, а корейцы за большие деньги сделают все, все что угодно», – сказал эксперт.
При этом Мирский уверен, что США будут делать все возможное, чтобы не позволить Ирану создать ядерное оружие. «Барак Обама каждый год повторяет: «Пока я президент, я не допущу, чтобы Иран стал ядерной державой». В этом весь смысл переговоров – пойти на уступки, снять санкции в обмен на твердые гарантии Ирана, что он не станет ядерной державой. Иран – заклятый враг Америки, и США не пойдут ему навстречу», – напомнил политолог.
Если надежда на переговоры рухнет, у США не будет никаких претензий по поводу ответных мер саудовцев. «Американцы ведь не возражают против заявлений Израиля, что, если Иран будет создавать бомбу, мы нанесем удар. Американцы соглашаются, они могут войти в положение Израиля», – уверен Мирский. Однако если и у Ирана, и у саудовцев будет ядерная бомба, то «подтянутся» Турция, Египет, Алжир и другие страны региона. «И идея ядерного нераспространения полетит в тартарары. Поэтому от переговоров с Ираном очень многое зависит», – резюмировал эксперт.
Соглашению быть?
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский не так радикален в вопросе отношения США к Ирану. По его мнению, Штаты вполне могут пойти на какие-то уступки Тегерану в обмен на энергоресурсы. «Иран близок к подписанию соглашения с Западом, потому что президенту Обаме нужен Иран в Европе с его нефтью и газом, чтобы выбросить из этого рынка Россию, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – И в этом плане он готов на любые тактические и стратегические ходы».
Сатановский напомнил, что запасы природного газа главным образом сосредоточены в странах треугольника Иран – Катар – Россия. «И чтобы наполнить легендарный трубопровод «Набукко», который, с моей точки зрения, все равно не будет существовать, нужен иранский газ. Чтобы пропустить Транскаспийский газопровод, также нужен Иран. Чтобы работал проект ТАNAP – тоже очень полезен Иран. Так что иранское голубое топливо очень нужно американцам», – сказал политолог.
Заявление Саудовской Аравии может быть предупреждением, однако оно не может изменить намерение Тегерана. «Иран делал то же, что и делает», – отметил эксперт.
Эр-Рияд как давний союзник Вашингтона не боится потепления в отношениях между Штатами и Ираном. «Они опасаются за свое существование. У саудовцев и Ирана одно поле для игры – это исламский мир и зона Персидского залива. И разногласие у них одно-единственное – кто кого первый закопает», – подчеркнул Сатановский.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ