Турецкое государственное агентство Anadolu распространило сообщение, в котором утверждается: председатель энергетического комитета парламента Курдской автономии Северного Ирака Шерко Джевдет заявил, что бензовозы на снимках, опубликованных Минобороны России (в качестве доказательства поставок в Турцию нефти группировкой «Исламское государство*»), якобы принадлежат иракским курдам.
Нефть ИГИЛ покупают все. Ее покупают курды для своих нужд, ее покупают через курдов турки для дальнейшей продажи. Это вопрос бизнеса – игиловская нефть стоит 15 долларов
«Наше министерство природных ресурсов ранее объявило, что сотни нефтевозов доставляют нефть из Курдистана в Турцию. Объяснения России основаны на неверных источниках. Мы категорически отвергаем российские обвинения», – по утверждению турецкого агентства, заявил представитель курдской автономии Ирака.
Согласно этой версии, принадлежащие курдам нефтецистерны перевозили нефть из Курдистана в терминал Джейхан на юге Турции. В сообщении агентства Anadolu подчеркивается, что нефть, которую продает ИГИЛ*, якобы не может доставляться в Турцию через курдские территории, поскольку курды являются активными борцами с ИГ.
Со стороны властей Курдской автономии Северного Ирака пока не поступило подтверждения слов, процитированных турецким агентством.
Напомним, Минобороны России в среду обнародовало доказательства поставок нефти с захваченной ИГ территории в Турцию. Основными выгодополучателями этой торговли в ведомстве назвали президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и членов его семьи.
В Генштабе заявили, что ИГ использует для преступной торговли нефтью не менее 8,5 тыс. автомобилей-наливняков, перевозя до 200 тыс. баррелей нефти в сутки. Доходы от продажи нефти идут не только на обогащение руководства Турции, но и возвращаются в Сирию в виде оружия и боевиков, подчеркнули представители российского Минобороны.
Как заявил тогда начальник главного оперативного управления Генштаба ВС России Сергей Рудской, Москва знает о трех маршрутах доставки нефти «марки ИГ» с захваченных территорий Сирии в Турцию. По его словам, западный маршрут выходит к турецким портам на побережье Средиземного моря, северный ведет к нефтеперерабатывающему заводу Патма, а восточный – к перевалочной базе в населенном пункте Джазри. После пересечения сирийско-турецкой границы бензовозы с нефтью ИГ идут в порты и направляются судами на переработку в третьи страны.
Минобороны также обнародовало видео, на котором запечатлено беспрепятственное прохождение сирийско-турецкой границы большегрузным транспортом в районе Рейханлы.
«Курдская версия», обнародованная турецким государственным информагентством, вполне укладывается в контрстратегию, которую избрал режим Эрдогана.
Заметим, что в пятницу турецкий президент в очередной раз заявил: у Анкары есть доказательства того, что не Турция, а именно Россия причастна к торговле нефтью с террористической группировкой ИГ. Эти доказательства Эрдоган пообещал «представить всему миру». Речь идет о ранее озвученных обвинениях в адрес сирийского бизнесмена Джоржа Хасвани, который, по словам турецкого президента, якобы приобретает нефть у ИГ. Эрдоган утверждал, что Хасвани «имеет российский паспорт».
Самая боеспособная сила
Наиболее правдоподобным в сообщении, которое распространило агентство Anadolu, выглядит заявление о том, что «нефть марки ИГИЛ» не может транспортироваться через курдские территории. Действительно, пешмерга – 200-тысячное ополчение (а фактически полноценные вооруженные силы) Иракского Курдистана – представляет собой одну из самых боеспособных сил, способных противостоять ИГ.
Так, во второй половине октября отряды пешмерги помогли армии багдадского правительства восстановить контроль над НПЗ близ города Байджи в северной провинции Салах-эд-Дин. В начале ноября восьмитысячное курдское подразделение освободило город Синджар на северо-западе Ирака.
Тогда же курды взяли под контроль стратегически важную трассу между двумя крупными городами, контролируемыми ИГ – иракским Мосулом и сирийским городом Ракка, «столицей халифата» ИГ. Отметим, что во взятии Синджара курдам помогла американская авиация.
Сконцентрировались не на том
Турция же, напротив, начиная с июля неоднократно наносила удары по населенному курдами северу Ирака – авианалеты объясняются необходимостью уничтожения лагерей и других тыловых баз Рабочей партии Курдистана, действующей на юго-востоке Турции.
Как напомнил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор аналитического Центра «Ближний Восток – Кавказ», тюрколог Станислав Тарасов, «когда Турция присоединилась к коалиции против группировки «Исламское государство», то первый их удар был по иракским курдам, а не по позициям ИГ, при этом они потом еще и Россию обвиняли, что она неправильно выбирает цели». Последний по времени турецкий авианалет на Иракский Курдистан имел место в конце ноября.
#{smallinfographicleft=773669}А 29 октября президент Турции Эрдоган пригрозил военной операцией курдской автономии на севере Сирии, расположенной вдоль турецкой границы. Поводом для этого послужило ранее сделанное партией сирийских курдов «Демократический союз» объявление о намерениях создать автономию в городе Телль-Абьяд. «Мы полны решимости сражаться со всеми, кто угрожает нам вдоль сирийской границы или за ее пределами», – заявил тогда Эрдоган.
То, что Турция сконцентрировалась на борьбе с курдами, а не ИГ, вызвало неудовольствие даже у главных союзников Анкары. Выступая на днях в палате представителей Конгресса США, глава Пентагона Эштон Картер отметил: Вашингтон считает, что Турция должна активнее противодействовать ИГИЛ, вместо того чтобы бомбить позиции курдов. «Нам нужно, чтобы она (Турция) делала больше на своей территории, в частности обеспечивала контроль границы, которого нет со времен, когда «Исламское государство» активизировало свое влияние», – цитировало Картера Reuters.
Граница не на замке
То, что протяженный участок сирийско-турецкой границы представляет собой огромную брешь, фактически подтвердил в пятницу премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. «На данный момент 98 километров нашей границы с Сирией находятся под контролем ИГ», – сообщил турецкий премьер.
При этом Турция отвергла предложение США полностью перекрыть границу с Сирией, о чем сообщает RT со ссылкой на турецкое издание Hurriyet Daily News. По словам премьер-министра Давутоглу, это невозможно как по моральным, так и по финансовым причинам: у его страны нет таких денег.
Напомним, что в среду Вашингтон и Анкара достигли согласия о необходимости полного закрытия сирийско-турецкой границы, чтобы помешать нелегальной транспортировке нефти и передвижению боевиков.
Ранее Давутоглу заверял: Анкара вместе с американской коалицией принимает меры, чтобы очистить границу от боевиков ИГ. Перекрытие границы турецкий премьер описывал следующим образом: «Мы распорядились установить заборы в самых опасных точках в ближайшие месяцы, и эти заборы уже начали возводить». Возникает вопрос – почему это не было сделано в предшествующие годы, когда ИГ непрерывно контролировало приграничные районы.
Кроме того, Давутоглу обвинил Россию в том, что та мешает Анкаре навести в регионе порядок. Премьер, в частности, заявлял, что операция ВКС России (направленная, по его словам, против «умеренной сирийской оппозиции») якобы затрудняет борьбу с ИГ.
Объяснения турецкого премьера следует считать ответом на заявление США. В Белом доме констатировали, что на сирийско-турецкой границе есть участки, которые не перекрыты в должной мере. Позже министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Турция сама не может перекрыть границу с Сирией, ей нужно помочь.
Отметим, что хотя Госдеп признал, что нефть, поставляемая ИГ, пересекает границу Турции, но в Пентагоне заявляют, что не располагают никакими доказательствами причастности Турции к покупке нефти у боевиков в Сирии и отвергают обвинения в адрес руководства Турции о причастности к этому бизнесу. В Белом доме бездоказательно утверждают, что нефть ИГ покупает правительство Башара Асада.
«Турция напрямую покупает нефть у ИГИЛ»
Экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что нефть ИГИЛ так или иначе покупают все, но напрямую этим занимается только Турция.
«Нефть ИГИЛ покупают все. Ее покупают курды для своих нужд, ее покупают через курдов турки для дальнейшей продажи. Это вопрос бизнеса – игиловская нефть стоит 15 долларов. Нефть ИГИЛ покупают также и сирийцы, так как у них нет другого выбора. Разного рода посредники вовлечены в этот бизнес. Более того, сами жители Сирии и Ирака покупают нефть», – сказал Кедми.
Собеседник подчеркнул, что, несмотря на эти факты, это не отменяет того, о чем говорило Министерство обороны. «Турция покупает нефть напрямую у ИГИЛ. Это факт. Все снабжение террористов ИГИЛ шло именно из Турции. Все неарабы в ИГИЛ пришли в Сирию и Ирак через Турцию. Это примерно 20–40 тысяч человек. Все оружие прошло через Турцию. Все это было сделано с ведома турецкого правительства и с его помощью», – подытожил Кедми.
#{interviewpolit}«Россия должна четко объяснить, где Турция покупает нефть у ИГИЛ напрямую и непосредственно. У Москвы достаточно данных и информации по этому поводу. Это вопрос технический и профессиональный. Идет ли игиловская нефть через курдские нефтевозы в Турцию, сказать сложно. Известно только то, что Анкара напрямую покупает нефть у ИГИЛ, в отличие от всех остальных региональных стран», – добавил эксперт.
Двойная игра
Как отмечает тюрколог Станислав Тарасов, «идет обычная спекуляция, к которой нужно относиться как к элементу информационной войны». Эксперт полагает, что Турция дезавуирует политические аргументы и пытается разыграть эту карту через курдов. Точнее, через группы влияния среди них.
«Такие группы есть, – подчеркивает Тарасов. – Курды ведь тоже не находятся в изоляции, часть их сотрудничает с Турцией, другая часть не сотрудничает, это далеко не однородное движение».
Турция «выходит на сотрудничество с Эрбилем – столицей Иракского Курдистана, минуя Багдад, укрепляет сепаратистское движение в самом Ираке, хотя на словах заявляет о необходимости сохранения территориальной целостности Ирака», – полагает эксперт. Турция союзничает с Эрбилем, пытаясь отдавить от него часть курдов, которые воюют в самой Турции – речь идет о Рабочей партии Курдистана, считает Тарасов. «Фактически они работают на две группировки, сталкивая их лбами», – подчеркнул эксперт.
Объективно получается, что и упомянутый Шерко Джевдет, если он действительно сделал подобное заявление, сотрудничает с Турцией. «Кроме того, поскольку иракские курды тоже возят нефть в Турцию, надо посмотреть, на какие снимки он ссылается, ведь там может просто произойти подмена», – резюмировал эксперт.
«Сын Эрдогана владеет компанией, ввозящей курдскую нефть»
О том, что Анкара одной рукой наносит удары по курдам, а другой торгует с иракской курдской автономией, свидетельствуют слова Кемаля Керищи – директора проекта по изучению Турции Брукингского института (Вашингтон). Керищи, не соглашаясь с доводами о сотрудничестве Турции и ИГ, тем не менее указывает на нефтяной бизнес иракских курдов и Билала Эрдогана – сына президента.
«Сын Эрдогана владеет компанией, которая транспортирует курдскую нефть от Регионального правительства Курдистана в Турцию, – сообщил Кемаль Керищи в пятницу в комментарии «Интерфаксу». – Это длится уже много лет, и было много разговоров по поводу соглашения между Турцией и Региональным правительством Курдистана о проведении трубопровода». Ранее официальный Багдад выступил резко против строительства трубопровода из Иракского Курдистана в Турцию, так как опасался, что этот проект подорвет территориальную целостность Ирака. Вашингтон поддержал эту позицию иракских властей, и трубопровод не проложили, а вывозили нефть с помощью бензовозов.
Такого рода «сотрудничество» Анкары с иракскими курдами подразумевает не только ввоз нефти. По сообщению агентства Bloomberg, турецкая государственная компания Botas планирует объявить тендер на строительство газопровода из Иракского Курдистана на территорию Турции.
«Нельзя говорить, что нефть ИГИЛ не импортируется в Турцию»
«Думаю, говорить о преступном сговоре Турции и «Исламского государства» было бы заблуждением», – подчеркивает в комментарии влиятельному американскому изданию Time профессор международных отношений в Лондонской школе экономики и политических наук Фаваз Жержес. Но, отмечает он, «ИГИЛ продает нефть всем, идеология здесь ни при чем. Оно торгует с курдами, сирийским режимом, соперниками-исламистами. Это просто бизнес».
Отметим, что в той же заметке, опубликованной Time 2 декабря, отмечается: Анкара «не совсем непричастна к транспорту нефти через турецкую границу». «С начала сирийского конфликта, по словам аналитиков, страна смотрит сквозь пальцы на свою 550-мильную границу с Сирией, делая ее воротами не только для нелегальной нефти, но и для тысяч боевиков и контрабанды оружия», – указывает обозреватель Time Тара Джон.
«Нельзя говорить, что нефть ИГИЛ не импортируется в Турцию. Незаконные преступные группировки и посредники доставляют нефть, добытую на подконтрольных ИГИЛ территориях, не только через границу с Турцией, к турецким покупателям, но и в Иракский Курдистан, и к враждующим с ИГИЛ группировкам в Сирии и Иордании, и даже в распоряжение режима сирийского президента Башара аль-Асада», – отмечает американское издание.
В похожем духе высказался в интервью агентству Sputnik бывший посол Турции в Ираке и Великобритании Унал Чевикоз. По его словам, турецкие власти не вовлечены в нефтяные сделки с террористической организацией ИГ, однако в Турции все же есть элементы, которые этим занимаются. «Это не государственная политика. Различные силы могут участвовать в контрабанде, и это всегда было фактом», – заявил бывший дипломат.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ