Все на фронт
Вопрос ставится так: почему мы должны умирать, а Порошенко своего не отправляет?
Четвертая волна мобилизации стартовала на Украине в понедельник, еще две планируется провести в апреле и июне.
Министр обороны Степан Полторак ранее заявлял, что всего в 2015 году может быть мобилизовано около 104 тыс. человек. В ходе нынешней очереди будет призвано 50 тыс. граждан, передает ТАСС.
При этом на словах министр обороны выступил против того, чтобы в ходе мобилизации к службе привлекались люди без учета их опыта и желания служить, передает «Интерфакс».
«В первую очередь мобилизовать необходимо всех желающих, добровольцев, людей с боевым опытом, тех, кто имеет соответствующие военные специальности», – отмечал он. Полторак добавил, что все департаменты и управления военного ведомства страны уже переведены на усиленный вариант несения службы.
Предыдущие три волны частичной мобилизации в прошлом году выявили целых ряд недостатков, которые будут устранены в 2015 году, передает ЛIГАБiзнесIнформ со ссылкой на военное ведомство Украины.
По словам замминистра Ивана Руснака, эти изъяны и недоработки не позволили «в полной мере обеспечить качественное выполнение поставленных задач».
Среди недостатков он назвал, в частности, недостаточный уровень подготовки личного состава и несовершенство штатной структуры военных комиссариатов, проблемы с налаживанием взаимодействия между органами военного управления и органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также недостаточное количество материально-технических средств, вооружения и техники.
Днем ранее украинский президент Петр Порошенко подписал закон о частичной мобилизации. Как заверил глава украинского государства, новобранцев не будут отправлять в зону проведения так называемой АТО, но тогда непонятно, зачем мобилизовывать столько людей.
Под мобилизацию не подпадут некоторые категории военнообязанных, в частности непригодные по состоянию здоровья, студенты и аспиранты, священнослужители, родители трех и более детей и жители территорий, неподконтрольных украинской власти.
Одновременно украинский парламент увеличил призывной возраст для своих граждан с 25 до 27 лет, передает ZN.UA.
Представитель Генштаба Украины Владимир Талалай заявил, что за уклонение от службы в ВСУ грозит от двух до пяти лет лишения свободы. Кроме того, по его словам, при необходимости в армию будут призываться и женщины в возрасте от 25 до 50 лет.
В администрации президента Украины в свою очередь уточнили, что все чиновники, кроме народных депутатов, подлежат мобилизации.
А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов сказал, что Киев планирует создать многотысячный военный резерв за счет солдат, прошедших военную службу в 2014 году.
Первый этап мобилизации ожидается с 20 января, он продлится 90 дней, призвать на службу планируется 50 тыс. человек. Следующий начнется ориентировочно в апреле и будет длиться 60 дней. Еще одна двухмесячная волна ожидается в июне. Всего в рамках мобилизации 2015 года планируется призвать 104 тыс. человек.
Одновременно украинские власти отдали поручение о рытье тысяч новых могил на кладбище в Днепропетровской области – для украинских военных, впрок. По данным журналистов, там вырыты тысячи свежих ям.
Бегут от мобилизации
Впрочем, не все на Украине разделяют оптимизм киевских властей и в особенности военных. Многие украинцы призывного возраста, узнав о мобилизации, приняли решение уехать из страны, причем немалая часть из них – в Россию.
На КПП «Успенское» на границе с Ростовской областью с момента объявления о мобилизации наблюдается повышенное скопление автомобилей с харьковскими, днепропетровскими и запорожскими номерами. Как сообщают очевидцы, в машинах находятся в основном мужчины призывного возраста, пишет «Большой Ростов».
Только за последние 24 часа в поселок Золотая Коса, расположенный в Ростовской области, приехали 50 беженцев с Украины, большинство из которых – мужчины призывного возраста, передает LifeNews.
Все они были размещены в резервном лагере «Ромашка».
Большинство беженцев признаются, что не могут воевать против своего народа. Так, один из приезжих рассказал, что если бы остался на родине, обязательно попал бы под призыв. Но его брат, несогласный с режимом Порошенко, выступил бы на стороне ополчения, таким образом, им пришлось бы воевать друг против друга, рассказала представитель Общественного совета беженцев с Украины Яна Коротыш.
Украинский журналист и политэмигрант Анатолий Шарий рассказал газете ВЗГЛЯД, что всего несколько минут назад общался с человеком с Западной Украины, который является украиноязычным, украинским патриотом, но находится сейчас в России.
«И его позиция простая – он пацифист, он просто не хочет ни в кого стрелять. А ему объясняют, что за это его «закроют» на три года. Этот человек не захотел откупаться, а просто уехал в Россию. И таких много. Больше всего я вижу горлопанов, кричащих: «Вперед! Убивать!» – в соцсетях и в ТВ-эфирах. Но они почему-то сами не торопятся ехать на войну. А многие люди откровенно не понимают, ради чего они должны умирать. И это еще повезет, если умрут, можно ведь вернуться домой без рук и без ног», – рассказал он.
Шарий добавил, что много общается с ребятами с Западной Украины.
«Почему-то именно там больше всех начали грести, особенно гребут ребят, живущих в селах, у кого нет возможности откупиться. И ребята уезжают. Многие из них сейчас очень обозлены. Вопрос ставится так: почему мы должны умирать, а Порошенко своего не отправляет, Яценюк своих дочерей теми же медсестрами не посылает?» – рассказал Шарий.
По его словам, «антивоенные настроения» разделяют на Украине и люди с боевым прошлым, отставные офицеры и т. д. Мотивации ехать в Донбасс у многих из них просто нет.
Газете ВЗГЛЯД известно и имя человека, о котором говорил Шарий. Это житель Иваново-Франковской области на западе Украины, журналист Руслан Коцаба. Недавно в «Живом Журнале» появилась видеозапись с ним, на которой он на украинском языке заявил: «Я отказываюсь от мобилизации». Коцаба был одним из первых представителей украинских СМИ, который побывал в зоне конфликта в Донбассе в лагерях обеих противоборствующих сторон и уже тогда призывал прекратить гражданскую войну.
В свою очередь глава Федеральной национально-культурной автономии украинцев России, замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько рассказал газете ВЗГЛЯД, что информация о бегстве украинцев из страны из-за мобилизации у него тоже есть.
«И самым парадоксальным является то, что жители Западной Украины по-прежнему продолжают поддерживать эскалацию военных действий против Донбасса и против мифической агрессии России, хотя сами при этом воевать отказываются и пытаются выехать или в Россию, или в Турцию, или в Польшу, в страны с недорогим жильем», – рассказал он. Правда, поляки не очень-то рады беженцам. Поэтому основной «удар» на себя принимает все же Россия.
Добавим, что Киев уже пытался ограничить выезд из страны мужчин призывного возраста. Так, еще в июне портал Letnews сообщал со ссылкой на беженцев из Донецкой области о том, что украинские власти препятствуют выезду из районов, охваченных силовой операцией, мужчин призывного возраста. Но это все же было не массовое явление, и кто знает, на какие меры пойдет в сложившихся условиях центральная украинская власть сейчас.