По утверждению минобороны Донецкой народной республики, бойцы вооруженных сил Украины (ВСУ) покинули территорию аэропорта Донецка, бои за который с переменным успехом продолжались с конца мая прошлого года.
Это точка серьезных боестолкновений и артиллерийских дуэлей, из-за боя в аэропорту трясется весь город
«Отдельные группы пока еще находятся в окрестностях аэропорта», – добавили в оборонном ведомстве ДНР, сообщает «Донецкое агентство новостей». В свою очередь, как сообщил глава республики Александр Захарченко, ополченцы нашли оружие американского производства на позициях, оставленных украинскими силовиками.
«Мы даем возможность бойцам ВСУ беспрепятственно покинуть и окрестности аэропорта, чтобы избежать лишних жертв с их стороны. Огонь в спину им никто открывать не собирается», – заверили в минобороны. В минобороны ДНР подчеркнули, что хотят добиться от украинских военных понимания и призывают их покинуть в ближайшее время и окрестности.
Представители военного ведомства ДНР утверждают, что украинские военные «воспользовались предоставленной нами возможностью и постепенно покидают окрестности аэропорта через предоставленные коридоры». В минобороны полагают, что украинские силовики покинут территорию в течение дня.
Тем не менее, судя по сообщениям ополченцев, ситуация в аэропорту остается напряженной. «В данное время на территории донецкого аэропорта продолжаются перестрелки, они имеют сковывающий характер. Также украинские силовики продолжают удерживать некоторые позиции на территории аэропорта», – передает «Интерфакс» со ссылкой на штаб вооруженных сил ДНР. В настоящее время в Донецке слышны звуки взрывов с северных окраин города.
«Это почти как Грозный»
«Донецкий аэропорт – это огромная территория, – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель Народного совета – парламента ДНР Андрей Пургин. – Есть старый, есть новый аэропорт, есть терминалы. Там много ангаров, много полупроизводственных помещений, VIP-терминал. Территория аэропорта – это фактически часть двух городов – Авдеевки, Донецка и поселка Спартак, и полностью ли мы все контролируем, я сейчас сказать не могу».
По украинским силовикам «очень интенсивно стреляют, гибнут рядом находящиеся товарищи, им становится страшно, и они отходят. Это не компьютерная игра, там гибнут люди, есть раненые, которых надо вывозить», отмечает Пургин.
По его словам, вполне возможно, что заявление о выходе подразделений ВСУ «имеет право на жизнь, но как далеко они отходят – это вопрос». «Местные районы уже снесены, они уже почти как Грозный в свое время, – отмечает Пургин. – Донецкий аэропорт – это точка серьезных боестолкновений и артиллерийских дуэлей, и если человек, находящийся здесь, понимает, что из-за боя в аэропорту трясется весь город, он делает определенные выводы».
Одним из первых об отводе украинских подразделений заявил полпред Донецкой республики на переговорах в Минске Денис Пушилин. По его словам, украинским военным предоставили коридор для отхода, что является «жестом доброй воли со стороны ДНР», и после завершения этой операции контроль над его территорией перейдет к ополчению.
Напомним, что аэропорт Донецка приостановил свою работу еще 6 мая, а с 26 мая окончательно перестал функционировать. С этого момента территория аэропорта превращается в район наиболее ожесточенных позиционных боев с применением ракетных систем залпового огня и тяжелой артиллерии. С украинской стороны действовали подразделения ВСУ и МВД Украины при поддержке так называемого добровольческого корпуса «Правого сектора*», со стороны ополчения Донбасса – батальоны «Оплот», «Восток» и «Спарта». В течение лета и осени ополченцы предпринимали неоднократные попытки штурма.
«Ослепли после падения башни»
Ранее во вторник некоторые украинские СМИ сообщили о том, что ополченцы выдвинули ультиматум силовикам, занявшим аэропорт Донецка. Со ссылкой на заявление одного из бойцов 80-й аэромобильной бригады ВСУ сообщалось: украинские военные в результате боев в аэропорту в Донецке потеряли треть территории нового терминала.
В опубликованном накануне сообщении агентства «Новороссия» со ссылкой на местных жителей утверждается: одной из причин отвода украинских военных стало то, что в результате обстрелов упала диспетчерская башня. «С падением вышки укры ослепли», обзор закрыт домами частного сектора, и поэтому невозможно зафиксировать перемещения диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и техники вооруженных сил Новороссии.
«Ополченцы говорят, что первый этаж нового терминала взят, часть подвала взята, – говорится в сообщении. – 24 человека в плен взяли ополченцы, еще 18 бойцов ВСУ остались в подвалах и не хотят сдаваться». Другая часть украинских военных оставила позиции.
Однако украинская сторона опровергает отвод силовиков. Представитель пресс-центра «спецоперации» Андрей Лысенко заявил, что украинские военнослужащие не покидали аэропорт Донецка. «В данный момент аэропорт обстреливается. Наши военнослужащие продолжают удерживать позиции», – заявил Лысенко «Интерфаксу».
#{interviewpolit}Российский военный эксперт Андрей Клинцевич в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил: «Отвод носит позиционный характер. Он связан с тем, что ополченцы предприняли шаги по усилению давления, украинское командование отводит людей, чтобы их просто не уничтожили». Бойцы ВСУ находятся в котле, зажаты со всех сторон, и отвод связан с перегруппировкой сил для последующих действий, полагает эксперт.
«Украинские военные туда приезжали с двумя магазинами (которые выпускаются очередью за 6 секунд) и сухпайком, – подчеркивает Клинцевич. – Для полноценных боевых действий это ничто. Этого не хватит даже на один день боя. Они экономили, растягивали и сейчас сидят там без боеприпасов и еды». С точки зрения украинского командования отвод – это правильный шаг, «наконец командование перестало уничтожать в котлах свои подразделения», добавляет эксперт.
Начало второй войны?
Даже если ВСУ отвели свои подразделения из стратегически важной точки, это не означает ослабления начавшейся несколько дней назад серьезной атаки на позиции ополчения по всей линии соприкосновения сторон.
В минобороны ДНР сообщают, что накануне ВСУ около 60 раз открывали огонь по силам ополчения и населенным пунктам ДНР. «Нами зафиксировано около 60 случаев обстрелов со стороны ВСУ позиций ополчения, Донецка, Горловки и ряда сел и поселков ДНР», – уточнили в ведомстве.
По сообщению агентства «Новороссия», накануне около 13.30 украинские силовики нанесли удар из «Града» в район Ясиноватского блокпоста, там же идет ожесточенный бой». Кварталы Горловки также подвергаются обстрелу из «Градов», «ополчение просит жителей спуститься в укрытия».
Таким образом, можно констатировать – несмотря на то, что формально продолжает действовать режим прекращения огня, введенный минскими соглашениями, Киев начал вторую фазу крупномасштабных боевых действий.
«Киев готовится к войне, об этом свидетельствуют все последние действия украинских силовиков», – констатировал, выступая в четверг, глава ДНР Александр Захарченко. При этом он добавил, что власти республики готовы пригласить президента Украины Петра Порошенко в аэропорт Донецка, чтобы провести там переговоры, и готовы обеспечить безопасность украинского президента, если он согласится.
Мобилизация и голод
В четверг Верховная рада утвердила указ президента Петра Порошенко о проведении трех волн частичной мобилизации. В этот же день представитель Генерального штаба Украины Владислав Селезнев разъяснил, как будет проходить призыв граждан в ВСУ. Мобилизация коснется физически пригодных и имеющих военно-учетную специальность или спецподготовку мужчин до 60 лет и женщин до 50 лет, сообщил представитель украинского Генштаба. Добавим, что указ о мобилизации Порошенко подписал после того, как в районе Волновахи был расстрелян пассажирский автобус.Напомним также, что накануне депутаты Верховной рады от одной из партий правящей коалиции – «Народного фронта» (партии премьера Арсения Яценюка) призвали ввести военное положение. «Фронт» намерен инициировать обращение к президенту страны Петру Порошенко с предложением отменить режим прекращения огня.
Военный эксперт Андрей Клинцевич скептически оценивает перспективы мобилизации. «С учетом патовой ситуации в украинской экономике мобилизация населения и призыв кормильцев будет означать полную остановку производства и ввержение страны в голод», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД. Риторика киевских властей о «создании самой боеспособной армии» в реальности не имеет серьезных оснований – войска последние 10 лет планомерно разваливались.
«Последние два года до начала конфликта вообще не было призыва на срочную службу, оставались только офицеры, которые пытались удержать от разграбления воинские части, – подчеркивает Клинцевич. – Людям, которые не участвовали в боевых действиях, кажется, что красиво построенный строй людей в новой американской форме – это супербоеспособная армия, но на самом деле это ничто, потому что воюет авиация, артиллерия и танки. У них же этого ничего нет». То количество техники, которое передают ВСУ – 1 вертолет, 3 БМП и 5 танков – «это просто несерьезно», полагает собеседник. В рамках наступательной концепции подразделения должны иметь огромный численный перевес, поясняет Клинцевич. В российском боевом уставе превышение должно быть в 3 раза, в американском – в 6.
«Волноваха выглядит как план-график мероприятия, как повод, – полагает эксперт. – Пока войну они возобновлять не рискуют, население зависимо от газа и угля. Если они развяжут ее зимой, то просто заморозят страну, им придется в прямом смысле идти рубить лес. Да и украинская армия к концу 2014 года была уже недееспособна, морально раздавлена и нуждалась в полном перевооружении и переобучении».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ