По выкладкам грузинских военных экспертов, и в Сирии, и на Украине грузинских добровольцев по нескольку десятков. Не меньше 50, но не больше ста. В Сирии они сражаются на стороне боевиков «Исламского государства*», то есть за ИГИЛ. В основном это кистинцы из Панкисского ущелья, где достаточно сильны позиции исламского фундаментализма. Есть там и аджарские мусульмане, но их немного.
Если воюешь за Киев в официальном формировании, значит не боевик
На данный момент подтверждено уже восемь фактов гибели граждан Грузии на территории Сирии. В целом воюют там скорее за деньги, чем за идею. Говорят, что платят до трех тысяч долларов в месяц.
Панкисцы уезжают сначала в Турцию – легально. Говорят, что на заработки. Впоследствии уже нелегальными путями попадают в Сирию. В комитете по обороне и национальной безопасности Грузии корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заявили, что с конца прошлого года внимательно анализируют проблемы, связанные с ущельем. «Помешать легальному выезду в Турцию, то есть свободному перемещению наших граждан, мы не можем, – сказал представитель комитета, пожелавший остаться неназванным. – Поэтому усилили контроль за возвращающимися. И на оперативном, и на законодательном уровнях».
С Украиной ситуация иная. Агитирует грузинских военных сражаться за Киев бывший президент Михаил Саакашвили, а мобилизует их, по разным данным, экс-глава Объединенного штаба Грузии Георгий Каландадзе. Как правило, едут на Украину уже уволившиеся военные, многие из которых имеют боевой опыт, полученный в войне 2008 года или в различных миротворческих миссиях.
Ранее председатель правительства Ираклий Гарибашвили назвал «предательскими» призывы Саакашвили к военным Грузии оставлять службу на родине и вступать в ряды украинской армии «воевать с общим врагом – Россией». СМИ публикуют разные сведения о том, сколько получают там грузинские наемники. В основном называется цифра в пять тысяч долларов в месяц. В декабре «Грузинский легион» понес на Украине первую и единственную потерю – там погиб бывший офицер армии Грузии Александр Григолашвили, воевавший в скандальном батальоне «Айдар». Широкую известность получил и Серго Зумбулидзе (он же Доберман), взятый в плен сторонниками ДНР.
Но эти люди оформляются в подконтрольные Киеву формирования. Очень возможно, что им ничего не грозит. Мол, если воюешь за Киев в официальном формировании, значит не боевик. Однако под действие нового закона в любом случае попадают граждане Грузии, находящиеся в ополчении Донбасса. Но сколько их и будут ли они потом возвращаться домой, никто сказать точно не может. Директор Института исследований евроатлантической интеграции Грузии, эксперт работающей при НАТО международной группы по борьбе с терроризмом Вахтанг Маисая заявил газете ВЗГЛЯД, что грузин в ополчении Донбасса от десяти до пятнадцати человек. «То есть это не массовое явление», – считает он.
Министр юстиции Грузии Теа Цулукиани так объяснила ужесточение законодательства: «Не должна происходить утечка из нашей страны в другие государства граждан для участия в террористических организациях». Она напомнила, что перед большими странами Европы также стоит проблема участия их граждан в «джихаде» ИГИЛ*, и Грузия попытается сделать все, чтобы избежать сопутствующих неприятностей.
В свою очередь депутат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Ираклий Сесиашвили заявил газете ВЗГЛЯД, что новые правила «будут носить и характер превенции, чтобы одумались те, кто хотят повоевать за границей за деньги, а также защитят рядовых граждан от возвращающихся из-за рубежа лиц, участвовавших в незаконных вооруженных формированиях».
После каникул, которые завершатся в конце января, парламент рассмотрит эту инициативу правительства. Сомнений в том, что она будет принята, нет. За призывы воевать за рубежом на стороне незаконных формирований грозит тюрьма на два года. А вот за непосредственное участие в боях или обучение других наемников – от пяти до десяти лет.
Телекомпания «Рустави-2», считающаяся просаакашвилевской, оперативно связалась с грузинами, воюющими за Киев, и получила что хотела – критику правительства. Лидер «Грузинского легиона» Мамука Мамулашвили резко раскритиковал министра Цулукиани, обвинив в антигосударственных подходах: «Мы здесь защищаем и Грузию. Пусть Цулукиани применяет этот закон против тех, кто воюет на стороне России против украинского суверенитета». А бывший офицер грузинской разведки Ираклий Курасбедиани сказал телекомпании следующее: «Мы здесь в законных формированиях. Террористы в Сирии, а мы не террористы, это разные вещи».
Ранее скрывающийся в США от ареста Саакашвили заявлял, что нынешние власти Грузии спокойно относятся к пребыванию своих граждан в рядах «Исламского государства», но протестуют из-за грузинских добровольцев в рядах украинской армии. Можно сказать, его услышали.
Однако оппозиции данная инициатива в общем и целом не нравится. Депутат из партии Саакашвили «Единое национальное движение» Давид Дарчиашвили заявил, что если закон запретит грузинам воевать на Украине, «это будет направлено против стратегических интересов Грузии и ее партнеров». Представитель непарламентской оппозиции, лидер «Европейских демократов» Паата Давитая сказал агентству «Пирвели», что инициатива Цулукиани «совершенно абсурдная». «Гражданин Грузии свободен в своем выборе, куда бы он ни ехал и что бы там ни делал, будь то в Украине, исходя из интересов Грузии, или в Сирии, наперекор интересам Грузии». По мнению политика, остановить поток террористов в Сирию из Панкиси власти не смогут, так как в этом регионе Грузии тяжелейшая социально-экономическая ситуация и молодежи просто нечего делать. Вот они и выбирают войну.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ