В среду на заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк заявил: «По нашим подсчетам под действие этого закона подпадает 1 млн разного рода чиновников, государственных служащих, работников правоохранительных органов, в том числе весь состав кабинета министров – вся вертикаль власти», – сообщала газета ВЗГЛЯД.
У нас нет политической борьбы, есть левые ребята, которые могут засунуть человека в мусорный бак. Какой парламентаризм?
Напомним, парламент Украины накануне с третьей попытки принял так называемый закон об очищении власти. В среду закон был опубликован. В первом чтении он был принят в середине августа. Теперь все упомянутые в законе категории должны быть подвергнуты строгой проверке, по итогам которой чиновников могут уволить.
Министр люстрирует президента
Как известно, люстрация была минувшей зимой одним из главных требований евромайдана. По словам инициаторов закона, он нацелен на «очистку» органов власти от коррупционеров и политических оппонентов евромайдана.
Согласно документу, люстрацию пройдут лица, занимавшие в период правления Виктора Януковича (с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года) посты президента, премьер-министра, всех его заместителей, министров, глав НБУ, СБУ, прокуроров Киева и областных центров.
Кроме того, будут проверены все «высокопоставленные чиновники», которые занимали посты в тот же период, работники правоохранительных органов, госслужащие и должностные лица органов местного самоуправления, причинившие «вред жизни, здоровью и имуществу» участников евромайдана, а также лица, состоявшие до 19 августа 1991 года на руководящих должностях в КПСС и ВЛКСМ, политработники вооруженных сил СССР и МВД СССР.
Следующая категория скорее чисто символическая. Это бывшие сотрудники советских спецслужб, охотившиеся в 1940–1950-е годы на бандеровцев, хотя очевидно, что немногие из них не то что служат, а вообще живы. Как сказано в законе, это лица, «имевшие отношение к политическим преследованиям участников украинского национально-освободительного движения времен Второй мировой войны и послевоенного времени».
Пикантность ситуации в том, что под закон попадают даже президент Петр Порошенко и председатель Верховной рады Александр Турчинов. Турчинов в 1987-1990 занимал посты секретаря райкома комсомола и заведующего отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола. А Порошенко с марта по декабрь 2012 года был министром экономического развития и торговли.
#{ussr}Украинский политолог Владимир Фесенко уверен – такие нелепицы в законе допущены намеренно. «Проголосовали под давлением толпы, но оставили противоречащие политическим интересам нормы. В том виде, в каком закон подавался, были противоречия и трудовому кодексу, не только конституции. В процессе реализации закон столкнется с массой исков, в том числе и в конституционном суде, если раньше не будет пересмотрен в связи с теми нелепицами, которые он содержит», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Даже разработчики закона, даже в последний день, даже когда уже горели покрышки под парламентом, понимали, что только чудо может спасти этот документ. И это чудо произошло», – сказал в среду инициатор закона, глава общественного Люстрационного комитета Егор Соболев. Его цитирует ЛІГАБізнесІнформ. Соболев напомнил, что принятие закона сопровождалось сильным противодействием на всех этапах.
Люстрационный комитет остается сугубо общественной организацией, его активисты работают на энтузиазме, хотя сразу после Майдана новые власти и обещали ему государственный статус для проведения полномасштабной люстрации, напомнила «Украинская правда».
Проект закона был зарегистрирован Радой еще 26 марта, однако долго не принимался – его попросту завалили поправками. Так, в окончательную редакцию внесено около 400 правок. Активисты Майдана подозревали, что депутаты нарочно тормозят законопроект, опасаясь стать его жертвами.
Соболев отметил, что проводить люстрацию обязан будет минюст (хотя в самом законе это и не прописано). Он пообещал в ближайшие дни обсудить этот вопрос с министром юстиции Павлом Петренко, а пока главная задача активистов – не позволить тайно вычеркнуть из закона о люстрации важные пункты. Он не уточнил, кто и как может вычеркнуть пункты из уже принятого парламентом закона.
«Люстрация должна начаться как раз с министерства юстиции. Логика такая: надо сначала очистить один орган власти, чтобы он дальше очищал остальные», – сказал Соболев.
Накануне требующие люстрации активисты «Правого сектора*», партии «Воля» и «Автомайдана» принесли к зданию Верховной рады покрышки и подожгли их. Затем произошла потасовка между сторонниками «сектора» и сотрудниками милиции. Правоохранителей закидали яйцами. А народного депутата Виталия Журавского (Партия регионов), который давно выступал против законопроекта, митингующие бросили в мусорный бак.
В среду волнения продолжились – у здания кабинета министров Украины активисты снова устроили массовый пикет с требованиями люстрации сотрудников Государственной фискальной службы (ГФС). Они расценили недавнее назначение на пост главы департамента ГФС генерал-лейтенанта Мищенко, ближайшего соратника бывшего министра внутренних дел Захарченко, как неуважение к евромайдану, сообщает УНИАН.
Напомним, первоначально законопроект был еще суровее. Тогда под очистку, например, должны были попасть и все судьи, которые рассматривали дела активистов Майдана, а также конституционные судьи, которые в свое время помогли Януковичу расширить свои полномочия.
Как признал руководитель рабочей группы по доработке законопроекта Юрий Деревянко, по сравнению с первым чтением закон «существенно изменился». Он сообщил, что из текста были изъяты, в частности, нормы, которые противоречили конституции. «Все избирательные должности, такие как депутаты, уполномоченный по правам человека, конституционные судьи – они исключены из этого закона», – цитирует депутата ИТАР-ТАСС.
«Пусть люстрируются сами»
«Я категорически не собираюсь люстрироваться, пусть с себя начнут!» – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД депутат Верховной рады Евгений Балицкий (Партия регионов), который голосовал против проекта.
«Не считаю, что нам есть от чего люстрироваться! Сколько состояло в Партии регионов – и врачи, и учителя, и коммунальщики, так что, всех надо срочно люстрировать? А кто работать будет? Депутатов всех поменять, всех чиновников, а где взять профессионалов? – возмутился Балицкий. – Если мы думаем, что коррупцию можно победить тем, что самый главный коррупционер извинится, то порядочный человек в этой ситуации уйдет на пенсию. Это популизм такой же, как был с этой евроассоциацией. Это просто красивое шоу!».
«Если Порошенко ставит в список «Блока Петра Порошенко» своего отца и сына, то чем он отличается для нас для всех от Януковича? Один олигарх ушел, другой пришел – один в списке был седьмой, другой третий, какая разница? Вот и достижение Майдана... Поймите, у нас сегодня нет политической борьбы, есть левые ребята, которые могут засунуть человека в мусорный бак. Какой парламентаризм?» – риторически спрашивает депутат.
Их нравы
Напомним, что аналогичные законы появлялись в 90-е годы в других бывших странах «советского блока».
Так, в Чехословакии в 1991 году под действие закона «о незаконности коммунистического режима» попали 140 тысяч лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948–1989 годах. В Польше в 1997 году, несмотря на противодействие президента Валенсы, был принят «Закон о люстрации» для проверки достоверности заявлений высших должностных лиц об их предполагаемых связях с органами безопасности в коммунистический период.
Аналогичные акты были приняты и во всех республиках Прибалтики. Так, латвийский Закон о выборах от 1992 года требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. Закон о выборах Сейма с 1995 года запрещает избрание работников и агентов КГБ, а также тех, кто работал в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13 января 1991 года.
В декабре 1992 года бывшая советница президента Ельцина, народный депутат Галина Старовойтова также внесла в Верховный совет России законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима». В нем предлагалось подвергнуть профессиональным ограничениям работников аппарата КПСС, штатных сотрудников и агентуру советских спецслужб. В 1997 году, будучи депутатом Госдумы, Старовойтова повторно вносила аналогичный документ, но закон так и не был принят.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ