Киев не контролирует батальоны украинских олигархов, и демарш «Правого сектора*» в адрес МВД Украины это подтверждает, заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров.
В условиях войны вперед вышли совсем другие фигуры – например, Ляшко. Рейтинги «Правого сектора» не растут
«Мы работаем с западными коллегами в Европе и США, которые могут повлиять на вооруженные отряды, которые не подчиняются властям в Киеве. Запад такое влияние имеет и готов воздействовать», ‒ цитирует главу МИДа ИТАР-ТАСС. Как подчеркнул Лавров, Москва настаивает, чтобы киевская власть «начала общенациональный диалог с участием всех регионов Украины, как договаривались в Женеве».
Напомним, накануне ультранационалистическое движение «Правый сектор» выдвинуло ультиматум президенту Украины Петру Порошенко, требуя за 48 часов «навести порядок в МВД», в частности уволить заместителя главы этого ведомства Владимира Евдокимова и освободить задержанных членов организации. В противном случае националисты пригрозили вооруженным походом на Киев. В ответ глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что «Сектор» придумал свой ультиматум, потому что «выборами запахло». Аваков также обвинил Яроша в обмане собственных людей. Позднее «Правый сектор» отказался от угрозы похода на Киев.
Днем в понедельник советник Авакова Геращенко, отвечая на угрозы Яроша, невольно проговорился о том, что никакой координации между силовыми структурами по сути и нет, а самочинные вооруженные формирования действуют не только в Донбассе, но и по всей стране, не обращая никакого внимания на законность и безопасность граждан Украины.
Геращенко заявил, что Ярош, решая вопрос перемещения бойцами оружия по территории Украины самостоятельно, выявляет желание подменить собой государственные структуры.
Он публично недоумевает, почему Ярош будет информировать о возможных случаях вывоза оружия его бойцами с территории проведения спецоперации на Востоке Украины лишь управление Службы безопасности Украины, оставляя без внимания органы милиции. Вместе с тем Геращенко не исключил, что «Правый сектор» «может иметь какие-то договоренности с СБУ». Кроме того, советник министра подчеркнул, что Ярош разрешил перемещение оружия «в экстренных ситуациях», и не разъяснил, что означает данная формулировка.
Он также предупредил руководство о строгом контроле со стороны милиции касательно попыток перемещения оружия, которые будут «жестко» пресекаться. Геращенко не уточнил, что может означать в устах чиновника МВД термин «какие-то договоренности с СБУ», которые якобы позволяют боевикам перевозить по территории страны тяжелое вооружение. Очевидно, такая его оговорка свидетельствует об анархическом стиле деятельности украинских силовых структур.
И попросил боевиков легализоваться
Спустя несколько часов выступил и шеф МВД Арсен Аваков. Правда, не сам, а опять же устами Геращенко. Министр мягко порекомендовал боевикам наконец-то вернуться в правовое поле. «Министр внутренних дел Арсен Аваков с уважением относится к вкладу членов организации «Правый сектор» в борьбу с терроризмом. Но вместе с тем министр МВД в очередной раз акцентировал внимание официального представителя организации «Правый сектор» на необходимости легализации своих членов, желающих защищать независимость и единство Украины с оружием в руках», ‒ написал Геращенко.
Позже Аваков встретился с представителем «Правого сектора» Бориславом Березой, и они договорились о сотрудничестве милиции и членов движения.
«На встрече были обсуждены вопросы ограничения незаконного трафика оружия из зоны АТО в остальные области Украины и вопросы налаживания коммуникаций между МВД и организацией ПС. Стороны договорились регулярно обмениваться информацией и сотрудничать в деле защиты Украины от террористической угрозы в рамках действующего законодательства», ‒ написал все тот же Геращенко на своей странице в Facebook. Причем Аваков вновь акцентировал внимание «Правого сектора» на необходимости легализации своих членов, желающих защищать независимость и единство Украины с оружием в руках.
«Правый сектор» ‒ это моська, которая тявкает на слона, то есть на государство, как говорят китайцы – бумажный тигр. «Правый сектор» сдулся за эти полгода, он потерял влияние, это видно по тому, как много было сторонников у «Сектора» на прошедших выборах ‒ ни одного процента нет, у них практически нет шансов пройти в парламент по партийным спискам, ‒ пояснил газете ВЗГЛЯД руководитель киевского Центра прикладных исследований «Пента» Владимир Фесенко. ‒ В условиях войны вперед вышли совсем другие фигуры – например, Ляшко. Рейтинги «Правого сектора» не растут, поэтому они пытаются сейчас показать, какие у них мускулы, дескать, мы можем диктовать условия».
По мнению Фесенко, «весь сыр-бор» разгорелся из-за того, что задержали несколько человек из «Правого сектора» с оружием, которое они вывезли из зоны боев, вот они и начали «ерепениться».
Как полагает Фесенко, «ультиматум» был не более чем пиар-акцией, а угроза похода на Киев – чистым блефом. «Например, Евдокимов и так уже находится в процессе увольнения, процедура началась давно. Никакого добровольческого корпуса у «Правого сектора» нет, есть добровольческие отряды, связанные с другими совершенно людьми, но не с «Правым сектором»: у Коломойского два батальона, у Ляшко есть свой батальон», ‒ перечислил эксперт.
Тем не менее «этот конфликт показал опасность «на перспективу» ‒ опасность таких заявлений от людей с оружием в руках», признал киевский политолог. Как напомнил Фесенко, добровольческие батальоны действуют несогласованно, автономно от силовых структур.
«Есть уже немало подтверждений тому факту, что среди участников АТО есть напряжение в отношении официального Киева, поэтому невозможно полностью исключать вероятность исполнения угроз Яроша. В политике люди циничные ‒ могут и воспользоваться», ‒ сказал газете ВЗГЛЯД Михаил Павлив, активист из движения «Украинский выбор» (возглавляет его Виктор Медведчук).
Он считает, что Киев пока контролирует силовиков, но лишь условно. «Правоохранительные органы, конечно же, контролируются, но контролируются кластерами. Например, есть регионы, где контролирует ситуацию Коломойский, там ставленники его и так далее. Это скорее негласные соты, поэтому относительная общая управляемость есть, но вряд ли она идеальная», ‒ подытожил активист.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ