В четверг в Верховную раду был внесен проект поправок в конституцию Украины, разработанных с подачи президента Петра Порошенко. Глава государства ожидает, что парламент утвердит эти изменения уже на следующей неделе.
#{ussr}В новой редакции основного закона действительно новой станет часть, касающаяся государственного устройства. Районные и областные государственные администрации ликвидируются, а их полномочия передадут исполкомам соответствующих районных или областных советов. Таким образом, речь идет о той самой децентрализации, которую Порошенко посулил в своем плане, призванном умиротворить воюющий Юго-Восток: региональная власть не назначается из Киева, а формируется снизу, «путем избрания исполкомов». Сейчас в ведении ОГА, подотчетных центральному правительству, находятся местные бюджеты, они отвечают за правопорядок – после реформы все эти функции перейдут к местным властям, точнее к губернаторам.
Впрочем, что касается силовиков, то на Юго-Востоке республики такая децентрализация де-факто имеет место уже сейчас, особенно в «прифронтовой зоне» – к примеру, батальон спецназа «Днепр» контролирует не киевская власть, а глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский. То же касается и финансируемых губернатором-олигархом спецбатальонов «Донбасс» и «Азов». При этом и Порошенко, и другие представители киевской власти избегают слова «федерализация» – напомним, что в своей инаугурационной речи нынешний президент заявил: «Украина есть и будет унитарным государством. Никакой федерализации не будет». В то же время, чтобы сохранить контроль центральных властей над провинциями, появится институт наместников – представителей президента, причем такая «вертикаль» не ограничится областями, а появится и на районном уровне.
При мне все будет, как при бабушке
«Порошенко возвращается к ситуации, которая была при Викторе Ющенко – тогда, напомню, каждый олигарх был достаточно силен, чтобы защитить самого себя, и достаточно слаб, чтобы съесть кого-нибудь другого», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. По его мнению, именно такой порядок должны закрепить поправки, превращающие губернаторов в полноправных «хозяев» регионов. Такое распределение ролей выгодно для губернаторов-олигархов наподобие Коломойского или одесского губернатора Игоря Палицы, считающегося ставленником того же Коломойского. Таким образом, «новая система» представляет собой не столь забытое старое. Как отмечает Коктыш, схема Порошенко вызывает в памяти известную фразу Александра I, произнесенную им при восшествии на престол: «При мне все будет, как при бабушке» – Екатерине Великой.
«Это прежняя система со слабой властью, где эта институциональная слабость запрограммирована. Но для бизнеса такая система открывает достаточно интересные перспективы развития, – поясняет Коктыш. – Предложения Порошенко – это месседж Коломойскому и другим олигархам: власть не будет претендовать на их зоны влияния». По большому счету слабость центральной власти всегда была свойственна постсоветской Украине, отмечает собеседник.
Коктыш полагает, что задача Порошенко сейчас – консолидировать украинский крупный, в том числе олигархический, капитал с учетом явно назревающего социального недовольства. «Понятно, что он хочет хоть в одном сегменте общества навести порядок, продекларировать внятные правила игры, чтобы получить точку опоры – и заняться другими сегментами», – считает политолог.
Децентрализацию «тормозил» еще Ющенко
Руководитель киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко полагает, что наиболее важные поправки – те, что касаются децентрализации власти. «Отмечу, что подобная идея высказывалась уже давно, более того, должна была реализоваться еще в 2006 году, в рамках второго этапа конституционной реформы», – подчеркнул эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Речь, заметим, идет о временах правления Ющенко, которые ранее упомянул Кирилл Коктыш.
Напомним, что в декабре 2004 года, в разгар «оранжевой революции», Верховная рада экстренно запустила конституционную реформу, которая растянулась на два года. Именно тогда полномочия президента были серьезно урезаны – глава государства фактически терял возможность влиять на решения не только Рады, но и кабмина. Кандидатуры министров обороны и иностранных дел, генпрокурора и главы СНБО утверждал парламент. С 2006 года Украина стала парламентско-президентской республикой.
«Но с децентрализацией тогда не сложилось – поменялась политическая ситуация», – напоминает Фесенко. Делиться с региональными элитами властью было невыгодно, в том числе и Виктору Януковичу, который в том же 2006-м стал премьер-министром. Второй этап конституционной реформы, который предполагал децентрализацию, стал жертвой очередного политического кризиса, разразившегося в 2007 году и «свалившего» правительство Януковича. «Теперь же речь идет именно о децентрализации – о ликвидации областных госадминистраций и передаче полномочий областным советам», – отмечает украинский политолог.
Напомним, что накануне государственного переворота 22 февраля Виктор Янукович согласился было сам урезать свои полномочия, предложив Верховной раде отменить действие конституции 2004 года, восстановив действие предыдущей – 1996 года. По той конституции президентские полномочия не были столь широки, как по основному закону 2004 года.
Меньше не стало
Что же касается полномочий самого Порошенко, то, по мнению Фесенко, они урезаны не будут. «Конечно, в сравнении с тем, что было при Леониде Кучме – да, полномочий у президента стало меньше, но они были сокращены еще тогда, когда страна вернулась к парламентско-президентской модели», – поясняет эксперт.
Более того, добавляет эксперт, по сравнению с тем проектом конституции, который готовился парламентской комиссией в апреле – мае, полномочия главы государства даже расширены.
«Это понятно, поскольку президент хочет иметь достаточно власти для активного влияния на государственную политику, – подчеркивает Фесенко. – Нынешний проект конституции более сбалансирован». Но, добавил эксперт, опыт показывает, что сами по себе законы не определяют эффективность государственной системы. «Необходимо разрешить проблему коррупции и «влить свежую кадровую кровь», – добавляет Фесенко.
В России рассчитывают, что требования населения Юго-Востока Украины будут учтены в редакции новой конституции страны. Об этом в четверг заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, чьи слова передает ИТАР-ТАСС. Как уже отмечалось выше, требования федерализации, с которыми до начала гражданской войны выступали гражданские активисты Юго-Востока, были проигнорированы.
Помимо упразднения ОГА, напомним, в мирном плане Порошенко упоминалась и «защита русского языка». Ранее, в начале мая, некий «законный статус» ему обещала и Верховная рада. В итоге статус русского языка и в новой конституции остается старым. «Единственным государственным, конституционным языком Украины был, есть и будет украинский язык», – объявил накануне Порошенко, выступая перед собранием чиновников в Киеве. Президент добавил, что «местные общины будут иметь полное право использовать все другие, в том числе русский язык».
Поясним: это значит, что правовой статус русского языка (родного для 14 млн граждан страны, судя по последней переписи) не изменится. Сейчас на Украине де-юре продолжает действовать принятый два года назад при Януковиче закон о языковой политике, который, собственно, и гарантирует использование региональных языков «местным общинам» (если язык считают родным более 10% населения).