Жизнь Арсения
Для начала посмотрим, о ком идет речь. Кто такой Арсений Петрович Яценюк, которого судьба привела на должность главы революционного правительства?
Получается, что никакой альтернативы многократно проклятой политике Януковича у «незалежной» Украины нет
Он еще молод – только в мае этого года ему исполнится 40 лет. При том весьма опытен. Уроженец Буковины, Яценюк вырос в интеллигентной семье, среднее и высшее образование получил в Черновцах. С 18 лет занимался бизнесом – в родных Черновцах, а затем в Киеве. Служил юристом, а затем финансистом в «Райффазенбанке». Был взят под крыло видным деятелем «кучмовского режима» Валерием Горбатовым, в 2001 г. назначенным премьер-министром Крыма. Горбатов сделал своего юного (27 лет) протеже крымским министром экономики.
Ни Горбатов, ни Яценюк в Крыму не задержались: в конце 2002 г. оба потеряли свои посты. Но деловые качества молодого юриста и финансиста получили высокую оценку – в январе 2003 г. руководитель Национального банка Украины Сергей Тигипко сделал его своим заместителем. А когда Тигипко ушел руководить первой избирательной кампанией Виктора Януковича, 30-летний Яценюк стал исполнять обязанности главного банкира страны.
Во время недолгого правления Виктора Ющенко Яценюк не потерялся. После третьего тура президентских выборов 2004–2005 гг. он ушел из Нацбанка, но не с госслужбы. Полгода проработал вице-губернатором Одесской области, затем год – министром экономики Украины, в 2006 г. служил заместителем главы секретариата президента страны, в 2007 г. – министром иностранных дел. В это время он легко и непринужденно перешел от Януковича и Тигипко в «оранжевый» стан, летом 2007 г. избравшись депутатом Верховной рады Украины по списку ющенковского блока «Наша Украина – Народная самооборона». А в декабре того же года был выдвинут НУНС на пост председателя парламента – и занял этот пост. Но в следующем году режим Ющенко посыпался. В сентябре 2008 г. Яценюк лишился поста спикера Верховной рады – разошелся с президентом и его партией. Он создал собственную политическую организацию «Фронт змiн» (название переводится как «Фронт перемен», но для русского уха неслучайно звучит как «Фронт измен»). От этой партии баллотировался на пост президента Украины в 2010 г. и занял четвертое место, набрав 7% голосов и опередив действующего президента Ющенко.
В последние три года Арсений Яценюк был одним из самых заметных украинских политиков. Он был одним из кандидатов в премьер-министры в 2010 г. (от назначения отказался). Весной 2012 г. объединил свой фронт с блоком экс-премьера Юлии Тимошенко – к тому времени уже сидевшей в тюрьме – и вновь стал депутатом от партии «Батькивщина» («Отчизна»). К тому же, возглавил Совет объединенной оппозиции, имевшей по итогам осенних выборов 2012 г. 101 мандат. Затем передал руководство Александру Турчинову, заняв пост председателя «Батькивщины».
За 13 лет политической деятельности Яценюк снискал репутацию исключительно гибкого политика, сугубого прагматика и толкового экономиста (при катастрофическом отсутствии личной харизмы). О его политических взглядах ничего определенного сказать нельзя – более того, гипотеза о наличии у него таковых не представляется достоверной. Поэтому тот факт, что в 2005–2013 гг. он был одним из самых ярых сторонников и самых активных деятелей политики евроинтеграции, сам по себе ничего не говорит.
Однако этот факт в сочетании с позицией «местоблюстителя» Юлии Тимошенко привел его в состав «первой тройки евромайдана» осенью прошлого года. Именно ему тщетно искавший компромисса президент Янукович предлагал возглавить правительство после отставки кабинета Николая Азарова – и во второй раз Яценюк отказался. Брать ответственность за экономику страны, неумолимо входящую в штопор, фаворит трех президентов не хотел.
Но вот 22–23 февраля случился государственный переворот – и Арсению Петровичу сделали предложение, от которого он уже не мог отказаться. В третий раз ему пришлось согласиться – и таки стать премьер-министром. Только вот – премьер-министром чего и с какими возможностями?
Бомбы для председателя
Арсений Яценюк был вынужден стать председателем украинского правительства в ситуации много худшей, чем была в 2010 г. и даже в начале 2014 г., когда он отказался от назначения. Сейчас ему досталось что-то вроде «планеты Шелезяки» из романа Кира Булычева («атмосферы нет, полезных ископаемых нет, населена роботами»): денег нет, армии нет, управляемости регионами нет, под боком Майдан и «Правый сектор*».
Разумеется, глава «революционного» правительства стал регулярно говорить грозные речи. И охотно включился в «борьбу с российской агрессией». И гневно осудил «аннексию Крыма». И обратился к восточным и южным регионам с призывом жить дружно... Но это ведь все слова – а делать что?
Как обеспечить подчинение Киеву бунтующей Новороссии? Решением стало назначение на губернаторские посты украинских олигархов, у которых есть собственные силовые ресурсы и возможности укрощать недовольных. Получится ли у них – большой вопрос, но больше-то некому... Однако Майдан недоволен: ведь боролись вроде с засильем олигархов, а что получается? И потому протестанты не расходятся, а нехорошо поглядывают на тех, кто теперь занял руководящие кабинеты.
Как создать что-то боеспособное ввиду широко распиаренной «войны с Россией»? Когда министр обороны Тенюх признается, что в реальности Украина располагает не более чем шестью тысячами на что-то способных военнослужащих, многие из которых охотно переходят на службу Крыма (то есть России), а самым серьезным оборонным усилием становится прорытие траншеи на границе Донецкой области и России?.. И создается Национальная гвардия, в которую идут боевики «Правого сектора». На этом фоне примирительные слова Яценюка, обращенные к русским регионам, теряют убедительность. А обороноспособность почти не растет – и с Крымом уже ничего не сделать.#{ussr}
Представители военной партии пытаются делать угрожающие жесты: то МИД объявляет живущих на Украине русских не коренным населением, а диаспорой (что вряд ли с пониманием встречают в Харькове, Донбассе, Одессе, Днепропетровске – да и большинство киевлян вряд ли радуется); то секретарь украинского совбеза Парубий собирается вводить визовый режим с Россией, «радуя» миллионы граждан Украины, зарабатывающих в соседней стране. И премьеру Яценюку приходится лично опровергать, употребляя обтекаемые формулировки типа «не стоит форсировать».
И главное – где взять деньги? Новый премьер принимает все условия Евросоюза, летит в Брюссель и в Вашингтон, выражает готовность отдавать государственную собственность и резать социальные выплаты. Но эффект небольшой. Выясняется, что европейские деньги поступят не сразу и далеко не в тех объемах, какие нужны. А российская помощь, о которой договорились Янукович и Азаров, не поступит вовсе: Газпром льготы приостановил, а покупка украинских евробондов, обусловленная отсутствием у Киева новых долгов, отменяется, поскольку в долги правительство Яценюка уже влезает...
И вот премьер киевского правительства Арсений Петрович Яценюк заявляет, что его кабинет откладывает подписание экономического раздела соглашения об ассоциации с ЕС, поскольку опасается отрицательных последствий для восточных областей Украины. Нет, он не возлюбил внезапно Восток – просто знает, что именно эти регионы больше всего вносят в государственный бюджет. И удар по ним вовсе оставит Украину без штанов.
И тут возникает вопрос: а зачем тогда было Майдан городить? Ведь в результате пришли ровно к тому же, с чего начали. Напомним – евромайдан начался с протеста против решения Януковича и Азарова отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС! При том что, в отличие от Яценюка, премьер-министр Азаров все же контролировал подчиненных ему министров, а президент Янукович – назначенных им генералов и губернаторов...
И что же получается?
Последняя буква
Получается, что никакой альтернативы многократно проклятой политике Януковича у «незалежной» Украины нет. Нет другой надежной опоры, кроме олигархов. Нет никакого «европейского шляха». Нет ничего, кроме хитровывороченных (и не очень результативных) маневров, нацеленных на создание видимости удовлетворения и Запада, и Востока страны; и Европы, и России; и бунтарей, и лоялистов.
Сломает ли себе на этом шею премьер-министр «революционного правительства» Яценюк – это его личные проблемы. А вот гражданам Украины стоит вынести важный урок: «незалежная» модель развития себя исчерпала. Кто бы ни становился во главе страны, он рано или поздно выруливает на все тот же курс. Вот и сейчас киевские правители на него ложатся (причем на сей раз поворот происходит в рекордные сроки).
И что может произойти дальше? Выбор есть – между плохим, очень плохим и никуда не годным.
Не исключено, что очередная «рекучмизация» получится – Юг и Восток всегда готовы потерпеть, лишь бы их сильно не давили. Но этот шанс сегодня невелик: мешает и активизация русских в Новороссии, Донбассе и Харькове, и непрекращающийся Майдан, и крымский фактор, способствующий росту уровня конфликтности в стране.
Куда вероятнее, что Яценюка постигнет судьба руководителя киевского телеканала Пантелеймонова, которого майданная братия силой заставила написать заявление об отставке. Правосекторным молодцам не привыкать, и останавливать их некому. В этом случае ситуация пойдет совсем вразнос.
Самое же вероятное, что правительство попытаются сохранить до майских выборов – и потом свалить на него всю ответственность. До каких зияющих высот за два предстоящих месяца дойдет Украина, точно не скажет даже самый пессимистичный прогнозист.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ