Глава правительства Пакистана Наваз Шариф заявил в среду, что мораторий на смертную казнь в этой стране будет отменен. Соответствующее решение было принято после нападения талибов на школу в Пешаваре, в результате которого погибли более 140 человек, передает РИА «Новости».
Люди, идущие кого-то взрывать, обвязавшись взрывчаткой, отлично понимают, что конец у них будет один
«Принято решение снять мораторий на смертную казнь. Премьер-министр его одобрил», – цитирует издание Express Tribune официального представителя правительства Мухиддина Вани, передает ТАСС. Официальные приказы об этом будут опубликованы в течение ближайших одного-двух дней. Мораторий на смертную казнь в Пакистане был введен в 2008 году.
Российские эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, высказали мнение, что предпринятая правительством Пакистана мера желаемого эффекта не принесет.
Так, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский рассказал, что террористы-смертники сами стремятся умереть, чтобы «попасть в рай и получить положенные гурии в соответствии с их верованиями». «У них есть как бы стимул для того, чтобы погибнуть и стать героями. А если их казнят в результате приговора, если это будет смертная казнь за борьбу, тогда они в глазах определенного круга лиц точно становятся героями. И смертная казнь, наоборот, становится мотивацией для их дальнейших действий», – пояснил он.
По мнению эксперта, гораздо эффективнее другие меры против террористов, в частности, предпринимаемые израильским правосудием. «Гораздо хуже для террористов, когда, например, человек лишается возможности похорон по-человечески. Или когда труп подрывника заворачивался в свиную шкуру, что считалось очень большим оскорблением. Израильтяне практиковали это», – напомнил он.
Также эксперт коротко описал обстановку, сложившуюся сейчас в Пакистане и соседнем Афганистане: «Талибан*» – это сильная разветвленная структура, которая расположена сразу в двух государствах: Афганистане и Пакистане. Соответственно, это служит ей дополнительной защитой. А властям этих двух стран необходимо бороться с угрозой терроризма сообща», – отметил он.
А последние события происходили в Пешаваре – центре зоны свободных племен, которая никогда до конца не подчинялась центральному пакистанскому правительству, а рейды каких-либо пакистанских частей воспринимала как агрессию. Пока поставить их под контроль правительству страны не удается.
Правозащитница, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Мария Каннабих также считает, что смертная казнь действительно не является преградой для терроризма. «Человек – существо неразумное. Душа говорит одно, а разум – другое, – сказала она газете ВЗГЛЯД. – Вроде бы, если говорить о душе, действительно смерть такого количества людей, а тем более детей, вызывает желание покарать нападавших. Это первое желание, которое у всех нас возникает. Но потом начинаешь прислушиваться к доводам разума, начинаешь размышлять и понимаешь, что человек все-таки не имеет права убивать себе подобных. Поэтому я выступаю против смертной казни», – сказала она.
Каннабих добавила, что бывала в российских колониях для смертников, и там им созданы весьма непростые условия существования вплоть до того, что они могут передвигаться только в определенном положении.
«И на камере у них написано, допустим, что этот человек убил двух девочек пяти и семи лет. Поэтому и охранники прекрасно понимают, с кем они имеют дело», – сказала она.
По словам Каннабих, смертники все-таки живут, но эта их жизнь является, может быть, даже более суровым наказанием для них, чем просто казнь.
И она также высказала мнение, что введением смертной казни террористов напугать или заставить отказаться от своих планов точно нельзя. «Они этого не боятся. Тут даже говорить не о чем», – заключила она.
Петербургский правозащитник Юлий Рыбаков также заявил газете ВЗГЛЯД, что террористов-смертников решение властей Пакистана не остановит.
«Люди, идущие кого-то взрывать, обвязавшись взрывчаткой, отлично понимают, что конец у них будет один. Властям Пакистана просто надо было каким-то образом продемонстрировать обществу и народу свою активность, показать, что они что-то делают», – уверен эксперт.
Он отметил, что по статистике число не только террористических проявлений, но и вообще тяжких преступлений не зависит от наличия или отсутствия смертной казни за них.
Напомним, боевики пакистанского крыла террористического движения «Талибан*» во вторник захватили школу в Пешаваре на северо-западе Пакистана. В результате теракта погибли не менее 148 человек, большинство из которых – учащиеся.
Представители талибов заявили, что надеялись отомстить военным Пакистана, которые проводят с июня операции против боевиков и их семей.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ