Президент Турции Тайип Эрдоган на встрече с бизнесменами в Анкаре совершенно неожиданно разразился гневными и совершенно недипломатическими высказываниями в адрес Соединенных Штатов. «Почему кто-то за 12 тысяч километров лезет сюда к нам?» – сказал он, явно имея в виду США.
Эрдоган – человек исключительно традиционного мышления, но не приемлет тех, кто публично «дал слабину
В последнее время правительство Эрдогана подвергается серьезному давлению со стороны США, которые фактически требуют от Анкары задействовать в операциях против ИГИЛ* военно-воздушную базу Инджирлик – крупнейший аэродром региона, который и ранее во время войн в Ираке уже использовался американскими самолетами. Турецкая сторона не желает втягиваться напрямую в противостояние с ИГИЛ, понимая, что ее территория крайне уязвима для атак исламистов. Не исключено и прямое вторжение ИГИЛ на турецкую территорию.
С другой стороны, Эрдоган уязвлен, что США, по его мнению, недостаточно поддерживали усилия Турции по смещению Башара Асада, а теперь требуют от Анкары помощи. «Когда тиран (то есть Асад) убивал 300 тысяч человек, они хранили молчание, а теперь «устраивают шоу» вокруг Кобани», – заявляет Эрдоган. Президент Турции имеет в виду операцию по спасению курдов и езидов, окопавшихся вокруг небольшого горного городка Кобани и сдерживающих солидные части ИГИЛ. Американские военные устроили из операции по обороне Кобани действительно нечто сильно похожее на голливудский боевик – с посылкой разведывательных самолетов, сбросом на парашютах провианта защитникам, трагическими кадрами курдских детей по телеканалам и не менее трагическими сообщениями о массовых казнях езидов. Реальный же эффект от американской помощи оказался не так уж и велик: курды действительно успешно удерживают территорию, но деблокировать город им не удается. Похоже, что и ИГИЛ не особенно куда-то торопится, понимая, что силы курдов не бесконечны.
Эрдоган посчитал почти предательством отказ США от наступательных действий в Сирии – в то время как турецкое правительство было практически готово к боевым действиям против Дамаска. Турции пришлось принять почти миллион беженцев, что для не самой богатой страны региона нагрузка серьезная.
Анкаре не нравится, что американская сторона настаивает именно на помощи курдам, причем именно той части курдских партизан, которые потенциально способны в дальнейшем повернуть оружие против самой Турции. Или, по крайней мере, создать напряжение вокруг «курдского вопроса» на востоке Анатолии. Даже из своей островной тюрьмы через столько лет заключения лидер турецких курдов Оджалан умудрился в прошлом месяце вновь призвать к вооруженному сопротивлению против Анкары. Знаменитый боевик отбывает пожизненное заключение в тюрьме на острове в Эгейском море, но история знает примеры и подобного беспросветного, казалось бы, заключения, и фантастических освобождений в силу новых исторических обстоятельств. Один Нельсон Мандела чего стоит, а за Оджаланом до сих пор стоит куда более мощная и сильнее вооруженная и обученная сила, чем тогдашний АНК.
Правительство Эрдогана всерьез рассчитывает на усиление статуса Турции, равного по значению на Ближнем Востоке Израилю. Иногда кажется, что в Анкаре в эту реальность уже вполне себе поверили и ведут себя соответственно этому статусу. Не в отношении, конечно, России, с которой взаимоотношения складываются на основе иных принципов. Но в целом поведение Анкары в последние несколько лет близко к осознанию себя региональной державой.
А тут от тебя в грубой форме требуют чего-то опасного и, в общем-то, ненужного те же самые люди, которые совсем недавно продемонстрировали слабость. Эрдоган – человек исключительно традиционного мышления, он не приемлет тех, кто публично «дал слабину». Не приемлет на личном уровне, который опять же из-за традиционалистского мышления порой затмевает у него политические соображения.
Немалую роль в том, что президент Турции так «сорвался» именно сейчас, сыграла и кампания против него в американских СМИ в последнюю неделю. После заявления Эрдогана о природном «неравенстве мужчин и женщин» на него набросилась вся мощь информационной машины США и Западной Европы. Как только его не обзывали и с чем только не сравнивали. При этом, естественно, никто даже не пытался разобраться в контексте его высказываний, в особенностях национального мышления и политических обстоятельствах его слов.
Между тем эта информационная кампания косвенно сыграла на руку турецкой оппозиции, которая с некоторых пор выжидает, не устраивая уже довольно долго публичных акций и не пытаясь спровоцировать очередную «турецкую весну». Таким образом, Соединенные Штаты (а Эрдоган и его советники вряд ли различают американскую государственную линию и американские СМИ) невольно сыграли на стороне турецкой оппозиции, что тоже не прибавило добрых чувств к Вашингтону.
В то же время вряд ли эти словесные перепалки в ближайшее время приведут к какому-либо серьезному изменению характера взаимоотношений между странами и в регионе в целом. Ни один американский истребитель с базы Инджирлик не поднимется, курды в Кобани будут все так же обороняться, Анкара продолжит интриговать в сложных «полевых» условиях между множеством курдских племен и общин, ИГИЛ будет терроризировать все вокруг, а Соединенные Штаты будут одновременно пытаться остановить ИГИЛ, не дать курдам сильно окрепнуть в новую политическую силу и вяло будировать турецкую интеллигенцию против «кровавого режима Эрдогана».
В один прекрасный момент этот нарыв лопнет. Мало не покажется.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ