Россияне продолжают пристально следить за событиями на соседней Украине, где противники действующего президента и правительства вступают в жесткие столкновения с милицией.
Они обеспечили себя палками, булавами, кистенями, сделали «коктейли Молотова», соорудили катапульту
По последним данным, в результате беспорядков пострадали уже свыше 250 правоохранителей, из них более 100 госпитализированы. Число пострадавших обычных граждан составляет уже около 160 человек. Несколько митингующих были госпитализированы с тяжелыми травмами: у трех человек удалено по глазу, у одного – кисть руки.
Кроме того, Генеральная прокуратура Украины подтвердила гибель двух участников столкновений.
При этом накал борьбы достиг такой степени, что в ход против милиционеров идут уже не только палки и камни, но даже катапульта. Одну из них милиция разрушила, но потом была построена новая.
У наблюдателей нет единого мнения о том, как на все это должны реагировать местные правоохранители. С одной стороны, они часто ведут себя даже чересчур сдержанно – отсюда и большое количество раненых милиционеров. С другой – был ряд эксцессов с участием спецотряда «Беркут», который затем обвиняли в неадекватной жестокости.
Вместе с тем известно, что и в других странах мира подобные массовые выступления подавлялись жестко, например в тех же США во время разгона акции «Оккупай Уолл-Стрит». В Европе также не церемонятся с зачинщиками массовых беспорядков. А в Таиланде демонстранты ведут себя настолько смело, что даже предлагают всем желающим награду за поимку действующего премьер-министра Йинглак Чинават.
Оценить тактику украинских демонстрантов и адекватность действий силовиков на Украине газета ВЗГЛЯД попросила первого командира отряда специального назначения «Витязь», полковника в отставке, Героя России Сергея Лысюка.
ВЗГЛЯД: Сергей Иванович, как вы оцениваете происходящее сейчас на Украине, в центре Киева?
Сергей Лысюк: Там творится вопиющее безобразие, мятежники, по большому счету, потеряли человеческий облик. А власти стараются проявлять себя более мягко, в щадящем режиме, из-за того что на них идет беспрецедентное давление со стороны Америки и Евросоюза. Хотя в тех же европейских странах или в Соединенных Штатах такое было бы недопустимо, когда против сотрудников правоохранительных органов применяются камни, когда более 100 стражей порядка получают серьезные травмы. Но украинские власти стараются действовать поступательно.
ВЗГЛЯД: Вы считаете, что им нужно действовать жестче?
С. Л.: Один обыватель может думать, что они не проявляют силу. Другие могут считать, что, наоборот, где-то жестко она проявлялась... На мой взгляд, позиция и президента, и правительства Украины, конечно, достаточно мягкая. Как я уже сказал, это происходит из-за беспрецедентного давления на них со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза, когда целые потоки наблюдателей приезжают, людей, которые поддерживают мятежников и осуждают правительство.
Но сейчас властями делаются правильные шаги. Прежде всего, я имею в виду постановление о необходимости запретить на массовых мероприятиях использование масок, зажигательных средств и прочих атрибутов, применяемых против сил правопорядка. А правоохранительным органам сейчас необходимо аккуратно документировать все эти события и проводить аресты активных участников беспорядков. Так делается в любых цивилизованных странах, где за участие в подобных действиях даются сроки от 10 до 20 лет. В тех же США изымается оружие у населения, с тем чтобы не было дальнейшей эскалации противостояния.
Кроме того, необходимо пресекать подстрекательские действия в СМИ, в социальных сетях. Сегодня, допустим, там призывали собраться в Киеве людям, у кого есть оружие. Должна работать машина, которая выявляла бы подстрекателей и активных участников, и против них должны проводиться мероприятия юридического характера.
ВЗГЛЯД: А диалог с митингующими власти должны вести?
С. Л.: Естественно, параллельно хотелось бы наладить и диалог. Но сейчас, как мне кажется, он невозможен из-за тех активных действий, которые предпринимаются хулиганами. Ведь они выступают ни за какую не за евроинтеграцию, не за светлое будущее. Речь идет просто о хулиганских и, я бы даже сказал, бандитских проявлениях, которые необходимо пресекать самым жестким образом.
ВЗГЛЯД: Давайте подробнее остановимся на тактике и стратегии этих хулиганов. Беспорядки происходят там, на ваш взгляд, стихийно или организованно?
С. Л.: Конечно, организованно. Они организованы националистическими элементами. И журналисты, освещающие события на Украине, дают понять, что обычным жителям Киева давно надоели все эти мероприятия. Это же великолепный город, куда приезжает большое количество туристов. А во что они его превращают: в какое-то побоище, в мусор. Сегодня там было возгорание одного из жилых домов. Естественно, какому жителю такое понравится, когда в центре города жгут покрышки, бросаются камнями, стреляют, когда к своему дому подойти невозможно? Это с одной стороны. С другой стороны, это благоприятный момент для криминалитета. Они могут использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, и я не исключаю появления там криминальных трупов. То есть в ходе своих разборок они могут убивать людей, а потом подкинуть их на площадь и списать все на беспорядки.
ВЗГЛЯД: Насколько, на ваш взгляд, хулиганы вооружены, оснащены, подготовлены?
Сергей Лысюк считает, что власти на Украине ведут себя достаточно мягко (Фото: vvmvd.ru) |
С. Л.: Любое уголовное деяние, когда оно происходит не стихийно, а с подготовкой, автоматически наказывается строже. И у меня нет сомнений в том, что эти хулиганы прошли специальную подготовку. Они обеспечили себя палками, булавами, кистенями, сделали «коктейли Молотова», соорудили катапульту, словом, хорошо подготовились. При этом меня поражает степень безответственности этих людей, когда человек, который соорудил эту катапульту, начинает давать комментарии...
Получается, что они думают, что им ничего не будет. Поэтому должна проводиться большая разъяснительная работа о том, что за все противоправные действия им придется понести наказание. Когда аналогичные события происходили в Сумгаите, Баку, Ереване, там проводилась очень широкая разъяснительная работа, буквально на каждом шагу висели листовки с разъяснениями о том, что можно делать и чего делать нельзя.
ВЗГЛЯД: Еще вопрос о «силовой» подготовке некоторых демонстрантов. Насколько профессионально они действуют, может быть, они научились чему-то у спецназовцев?
С. Л.: Давайте не будем спецназовцев сюда привлекать. Потому что спецназовцы – это люди очень дисциплинированные и государственные. Скорее всего, и даже не скорее всего, а так оно и есть, они проходили подготовку в определенных лагерях по классу «оранжевых революций» и переворотов. Да, среди них есть специалисты, способные это организовать. Такие курсы проводились, в частности, на территории Прибалтики, в Литве.
ВЗГЛЯД: Давайте сравним события на Украине с недавними беспорядками в Турции, Египте, Таиланде.
С. Л.: Если сравнивать с Турцией, то там власти довольно жестко их подавили. Однако и в Киеве, если бы была политическая воля, спецназовцы, милиция могли бы сделать то же самое. Просто когда подобные события происходили в Турции, все молчали, никто открыто не поддерживал митингующих, и президент там делал, что хотел. А здесь – беспрецедентное давление со стороны других государств.
ВЗГЛЯД: Все же, если говорить о действиях демонстрантов в разных странах, все беспорядки происходят примерно по одному и тому же сценарию? Или нет?
С. Л.: Везде действуют примерно одинаково. И это естественно. Когда беспорядки только начинаются, то для них характерна низкая и средняя интенсивность. В этот период в ход не идет огнестрельное оружие. И сейчас, если говорить об Украине, я считаю, самое главное – не допустить, чтобы у мятежников появилось огнестрельное оружие. В том же Египте беспорядки переросли из низкой и средней интенсивности в высокую именно тогда, когда с обеих сторон начало применяться огнестрельное оружие. Но те, кто подогревает конфликт на Украине, специально доставляют оружие туда различными способами.
ВЗГЛЯД: Насколько необычно использование катапульты для выражения своего протеста? В их арсенале также имеется самодельная зенитка (посмотреть на нее можно на странице канала «Дождь» в Instagram*)...
С. Л.: Понимаете, катапульта, камни – это все уже детали. Важен сам факт того, что им дали построить эту катапульту – техническое средство, предназначенное для переворота. Если бы власти реагировали более жестко, никаких катапульт там бы не было. А тому, кто ее изобрел, я считаю, нужно дать как минимум двадцаточку, чтобы другим неповадно было.
ВЗГЛЯД: И ваш прогноз по поводу развития событий...
С. Л.: Как и все здравомыслящие люди, я очень хотел бы, чтобы этот конфликт стих. Я думаю, что дальше мы увидим адекватные, нормальные, жесткие действия со стороны властей. Конфликт будет локализован. И дальше надо будет вести диалог. Конечно, все это надолго. Но сейчас самое главное – прекратить эти беспорядки, чтобы люди могли спокойно жить, чтобы никого не убивали и не калечили.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ