Во вторник в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса США прошли слушания по поводу запроса администрации Барака Обамы на применение военной силы против Сирии. Очевидно, что на ход слушаний кардинальным образом повлияла российская инициатива о передаче сирийского химоружия под международный контроль.
Путинское предложение» – точнее, то, что вокруг него происходит, – оказывает очень серьезное воздействие на Соединенные Штаты в целом, и на правительство, и на Конгресс, и на СМИ
Аудитория с удивлением услышала, что спикер палаты представителей республиканец Джон Бейнер и лидер республиканского большинства в сенате Митч Макконнелл осудили планы Обамы нанести удар. Бейнер, который еще неделю назад горячо выступал за применение силы, сказал, что против бомбежки выступает американский народ.
Не исключено, что брожение среди законодателей вызвала и неуверенность самого Обамы, который накануне признался, что пока не решил, начинать ли войну, если Конгресс его не поддержит.
Миротворчество Москвы
На дебаты в комитете прибыли также госсекретарь США Джон Керри и глава Пентагона Чак Хейгел. Их мнения кардинально разошлись.
Хейгел заявил, что инициатива Москвы может решить проблему, если это, конечно, не попытка потянуть время. «Мы все надеемся на то, что этот вариант может стать подлинным решением кризиса, – сказал шеф Пентагона. – Однако мы должны ясно оценивать ситуацию и не допустить того, чтобы эта (инициатива) не превратилась в тактику затягивания времени со стороны Сирии и ее российских покровителей».
Однако Керри выступил гораздо резче своего коллеги, но в итоге тоже признал, что нападение следует отложить как минимум на две недели. «Главные благодетели Сирии – россияне – ответили, выдвинув инициативу, предусматривающую постановку сирийского химоружия под международный контроль», – заявил Керри.
По его словам, США теперь ждут конкретных планов России, но «мы не можем ждать долго». Более того, он подтвердил, что правительство по-прежнему ждет от Конгресса санкции на тот случай, если предложение России будет невыполнимо.
«В отношении нашего запроса на применение военной силы ничего не изменилось. Хотя возможна некоторая отсрочка, чтобы понять, насколько серьезно удастся подойти к реализации предложения о передаче сирийского химоружия под международный контроль», – сказал Керри.
Керри обещал после слушаний обсудить по телефону инициативу Москвы с главой МИД России Сергеем Лавровым. Вместе с тем, как передает ИТАР-ТАСС, говоря об арсеналах химического оружия Сирии, госсекретарь сообщил, что «они располагают тысячей тонн химических веществ». По его словам, «большинство их находится в форме несмешанных бинарных компонентов, хранящихся в резервуарах». «Они также располагают боеприпасами, начиненными зарином и другими неподотчетными вещами», – сказал Керри. Он подчеркнул, что «режим контролирует большую часть этого вооружения». По мере раскручивания конфликта мы знаем, что они перевели эти снаряды в более безопасные контролируемые районы», – сказал госсекретарь США.
Напомним, Лавров накануне призвал сирийское руководство «не только договориться о постановке мест хранения химического оружия под международный контроль, но и о его последующем уничтожении, а также о полноценном присоединении к Организации по запрещению химического оружия».
Во вторник Сирия подтвердила, что согласна на инициативу России, о чем заявил премьер-министр страны Ваэль аль-Хальки. Как передает Reuters, он уточнил, что страна пойдет на это ради «сохранения жизни сирийцев».
В свою очередь агентство Associated Press сообщило во вторник вечером, что Обама согласился на обсуждение в ООН российского предложения. При этом, по данным AP, Обама назвал это предложение важным шагом вперед, в результате которого США, может быть, откажутся от нанесения ударов по сирийской территории. В то же время президент пока не получил данных обо всех деталях этого предложения.
Сам Кэмерон, выступая в палате общин, тоже заявил во вторник вечером, что Великобритания, Франция и США во вторник внесут в Совбез ООН проект резолюции по передаче сирийского химоружия под международный контроль. «Если это серьезное предложение, мы должны действовать сообща, и я думаю, что резолюция в СБ ООН – это хорошая идея», – сказал Кэмерон.
Срок для Дамаска не будет «резиновым»
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что инициатива Москвы, безусловно, повлияла на американских государственных деятелей, однако решающим стал тот факт, что они не смогли собрать большинства в парламенте.
«Думаю, это связано прежде всего с тем, что в палате нет большинства в пользу удара по Сирии, естественно, спикер палаты и глава парламентского большинства не могут выступать против мнения большинства своих коллег. «Путинское предложение», – точнее, то, что вокруг него происходит, – оказывает очень серьезное воздействие на Соединенные Штаты в целом, и на правительство, и на Конгресс, и на СМИ, это очень серьезная потенциально вещь, которая меняет вообще весь расклад. Конечно, те, кто выступает против военной акции, указывают на эту инициативу как на способ решить проблему не путем ударов по сирийским правительственным объектам, а путем разоружения», – пояснил Тренин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что, несмотря на разницу в оттенках, госсекретарь Керри и глава Пентагона Хейгел придерживаются примерно одной точки зрения.
«Между ними существуют нюансы в подходах, потому что Хейгел и Керри на несколько разные вещи обращают внимание, – сказал Тренин. – Это две стороны американской реакции. С одной стороны – позиция администрации президента, с другой – желание не доводить ситуацию до применения силы, потому что результаты непредсказуемы. При всем этом они не хотят казаться наивными, поэтому есть некоторый, только кажущийся разрыв».
Как напомнил Тренин, в понимании Вашингтона согласие Башара Асада было достигнуто лишь в условиях непосредственной угрозы со стороны Америки.
«Примерно такая там существует логика: не было бы угрозы военных ударов, то не было бы российской инициативы, не было бы сложившегося решения Сирии, – пересказал глава Центра Карнеги ход мысли американских политиков. – Чтобы сирийцы не расслабились, нужно постоянно на них давить».
По мнению эксперта, заявление Керри о переносе подготовки к возможной военной операции на две недели является вполне логичным.
«После того как Керри заявил, что у сирийцев есть неделя, для того чтобы заявить о своем химическом разоружении, стало ясно, что удар переносится, – сказал эксперт. – Однако неделя – слишком малый срок для выполнения плана, но также очевидно, что бесконечно растягивать этот промежуток американцы не могут, не могут сделать его резиновым или open-ended – без конкретного срока. Они дают достаточное время для того, чтобы сирийцы приняли международные условия и начали передачу своего химического оружия под контроль инспекционных групп, так что две недели представляются более реалистичным сроком, но увеличивать этот срок американцы не хотят».
Впрочем, эксперт напомнил, что ситуация меняется по часам, и то, что говорил Керри, будет мало кого интересовать после выступления Обамы, которое ожидается вечером во вторник, то есть рано утром по московскому времени.
«Путин импонирует мне больше»
Новость о том, что политики в Вашингтоне, по сути, передумали начинать войну, спровоцировала настоящий вал комментариев на англоязычных сетевых ресурсах. Причем противников войны, на беглый взгляд, было заметно больше. Многие из блогеров с удивлением отмечали миротворческую роль России. Газета ВЗГЛЯД приводит некоторые из мнений – с сохранением авторской пунктуации.
«Я нахожу несколько тревожным, что Путин импонирует мне больше, чем мой собственный президент. Не потому что я доверяю ему или считаю что он великий человек, но потому что он более эффективный лидер. Обама – позер, Путин – крутой», – пишет на странице новостного сайта Drudge Report калифорнийский теолог Эрик Тру.
Ему вторят другие пользователи из США.
«Если Ассад является защитником для полумиллиона христиан, кто его враг? Не пытается ли он уберечь этих людей от исламских экстремистов? Я бы так сказал – отдайте все это на откуп русским. У них свои собственные проблемы, связанные с исламистами, и я верю, что Россия не хочет видеть их в Сирии еще больше чем мы. Все это вызывает вопрос, что принесет позиция Обамы?? Ничего хорошего для нас», – пишет Билл Хант из Лос-Анджелеса.
«Для меня крайне унизительно, что РОССИЯ помогла сохранить лицо этому некомпетентному президенту. Смогла вытащить его из учиненного своими же руками «кризиса» в то время как голосование конгресса вот-вот намеревалось сокрушить его», – пишет житель Вирджинии Даррелл Гриффин.