Движение «Хезболла» велело сторонникам движения ХАМАС покинуть Ливан – причем «немедленно, в течение нескольких часов». Причиной ультиматума послужило вмешательство этого конкурирующего палестинского движения в сирийскую войну на стороне партизан.
Сирийский конфликт всех размежевал. ХАМАС подвержен ваххабизму, потому не мог поддерживать правительство алавитов в Сирии – алавиты для них еретики
Как известно, в гражданской войне в Сирии «Хезболла» выступила на стороне президента Башара Асада, а ХАМАС, в свою очередь, негласно поддерживает мятежников. Отметим, что у Ливана нет общей границы с сектором Газа, где базируется ХАМАС, поэтому теоретически для такого ухода палестинским боевикам пришлось бы пробиваться сквозь территорию самого Израиля.
Позднее представитель ХАМАС в Ливане Али Барака поспешил опровергнуть это сообщение. Руководство «Хезболлы» не требовало от ХАМАС покинуть Ливан, сообщил он местной газете «Ал-лива». «ХАМАС остается в Ливане, ничего не поменялось», – сказал Барака. При этом он подчеркнул, что представители «Хезболлы» также были удивлены сообщениями о выдворении ХАМАС из Ливана. Впрочем, от самой «Хезболлы» опровержений не последовало.
Утром в четверг сам Башар Асад признал, что тысячи боевиков шиитской милиции уже вмешались в войну на его стороне. Тем временем дипломатические источники газеты «Таймс» сообщили, что в мае члены «Бригады Изз эд-Дина аль-Кассама», которая входит в ХАМАС, начали подготовку врагов Асада – сирийских партизан в районах Ялда, Джарамана и Баббила недалеко от Дамаска.
Напомним, что война в Сирии уже отчасти перекинулась и на соседний Ливан. В воскресенье две ракеты разорвались в шиитско-христианском квартале Шиях на южной окраине Бейрута. Шиях был обстрелян спустя несколько часов после выступления вождя «Хезболлы», шейха Хасана Насраллы, который впервые признался в интервенции в Сирию. Насралла пообещал одержать победу над врагами Асада – непримиримыми исламистами (такфиристами), связанными с «Аль-Каидой*», которые, по его словам, «угрожают Ливану и всем его общинам». Он сообщил, что бойцы шиитской милиции участвуют в штурме пограничного города Эль-Кусейр.
Масла в огонь добавили и угрозы одного из полевых командиров сирийских повстанцев – капитана Свободной сирийской армии аль-Уави, в ультимативной форме потребовавшего от Ливана «немедленно остановить вооруженное вмешательство шиитской группировки «Хезболла» в Эль-Кусейре», угрожая в противном случае «нанести новые удары в Бейруте и Триполи».
«ХАМАС подвержен ваххабизму»
Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский пояснил газете ВЗГЛЯД, что в подоплеке ссоры между ХАМАС и Башаром Асадом лежит религиозная рознь.
«Традиционно в поддержке «Хезболлы», как и ХАМАС, обвиняли Иран. Тегеран действительно поддерживал ХАМАС, и довольно долго, – рассказал политолог. – Однако сирийский конфликт всех размежевал. ХАМАС подвержен ваххабизму, потому не мог поддерживать правительство алавитов в Сирии – алавиты для них еретики». Религиозная солидарность подтолкнула ХАМАС сменить источник денежного содержания с иранского на катарское – так сказать, перешли «на заливной кошт».
Что касается «Хезболлы», то она твердо поддержала Башара Асада не только по религиозным мотивам – шииты и алавиты сильно отличаются друг от друга, – причина вполне прагматичная, из-за сотрудничества с Тегераном, объяснил Надеин-Раевский.
И хотя тесное сотрудничество шиитского движения с Тегераном не одобряется многими рядовыми ливанцами, «Хезболла» остается значительной внутриливанской силой, добавил эксперт. «Силой не только религиозной, но и национальной – она репрезентирует большинство населения. Поэтому они позиционируют себя как силу ливанскую, силу национальную», – подчеркнул Надеин-Раевский.
Напомним, что население Ливана составляет 4 млн человек (60% мусульман, 40% христиан), из которых 400 тысяч – палестинские беженцы. При этом среди доля маронитов (крупнейшей христианской общины) внутри этих 40% составляет 21%, доли же суннитов и шиитов официально приравнивают друг к другу – по 27% – чтобы не обострять обстановку в стране. При этом общеизвестно, что из-за разницы в рождаемости доля шиитов намного выше этих 27%, доля же других общин уменьшается.
Надеин-Раевский напомнил, что ХАМАС остается правящей силой в секторе Газа, а в Ливане считается чужим: «В Ливане же ХАМАС выглядит как антиливанская, антинациональная сила». Поэтому позиции ХАМАС сильны только среди палестинцев, проживающих в Ливане. При этом палестинское движение само по себе расколото на враждующие группировки, добавил эксперт.
Надеин-Раевский предполагает, что в этой запутанной ситуации Израиль постарается ослабить позиции «Хезболлы»: «Для Израиля что ХАМАС, что «Хезболла» – оба хуже. И раскол в антиизраильских силах на руку самому Израилю».
«Они просто ставят на других»
Израильский политолог, бывший консультант премьер-министра Биньямина Нетаньяху Бенни Брискин рассказал газете ВЗГЛЯД, что еще несколько месяцев назад в Израиле многие ожидали скорого падения режима Башара Асада, однако теперь такой уверенности нет.
Эксперт напомнил, что шейх Хасан Насралла заявил о готовности обеспечить сирийскому правительству три–четыре тысячи бойцов. «И нужно понимать, что это не какие-то там ополченцы-добровольцы, впервые взявшие в руки оружие. Это профессиональные бойцы, профессиональные солдаты, обладающие реальным непрерывным боевым опытом», – пояснил Брискин. Такая помощь, по его мнению, может резко изменить расстановку сил.
Политолог подчеркнул, что в самом Ливане «Хезболла» опирается на широкие слои населения. «Говорить о том, что «Хезболла» нелегитимна, невозможно, потому что она уже избирается в парламент. Значительная часть ливанцев видит в них своих представителей». ХАМАС же в Ливане такой поддержки не имеет – «ХАМАС легитимен, но только в Газе» – поэтому, по мнению Брискина, это палестинское движение так легко переметнулось на сторону сирийской оппозиции: «Им кажется, что Асад не продержится, поэтому они просто ставят на других».
Брискин пояснил, что сложившаяся ситуация выгодна для Израиля, поскольку все свои силы «Хезболла» бросила сейчас на сирийский фронт. Несмотря на недавние израильские авиаудары по Дамаску, Брискин уверен, что еврейское государство не будет вмешиваться в гражданскую войну в соседней стране. «Израилю нужно заботиться о безопасности восьми миллионов своих жителей. Это то, что он пытается делать в этой ситуации. Поэтому Израиль может приписываться то к одной, то к другой стороне. Хотя ни к одной из сторон он, конечно, не относится», – подытожил эксперт.
Напомним, что ранее ХАМАС размещал свою штаб-квартиру в Дамаске, куда переехал после изгнания из Аммана в 1999 году. Однако с началом конфликта в Сирии среди полумиллиона проживающих в стране палестинцев наметился раскол. ХАМАС в итоге занял сторону оппозиции. В то же время «Народный фронт освобождения Палестины» поддержал Асада.
Председатель политбюро ХАМАС Халед Машаль прошлой осенью даже принял участие в конференции «друзей Сирии» вместе с турецким премьер-министром Эрдоганом. После этого Машаль был публично обвинен на сирийском телевидении в «продаже палестинского сопротивления». «Вспомни, когда ты был беженцем на борту самолета, Дамаск принял и оказал тебе поддержку, – напомнил сирийский официальный комментатор. – Никто не пожимал тебе руку, как будто ты был прокаженным». После этого офисы ХАМАС в Дамаске были закрыты. Часть лидеров движения перебрались в Газу, а часть – в Каир. Сам Машаль уже базировался в Катаре.
В конфликте в Сирии со стороны правительства задействованы около 100 тысяч военных, а также около 300 тысяч резервистов. По данным газеты «Аль-Ахрам», им противостоит около 140 тысяч боевиков ССА, хотя очевидно, что эта оценка условна.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ