Сербия осталась без «единой руки помощи» от стран Запада на переговорах по урегулированию отношений с албанскими властями самопровозглашенного Косово.
В данный момент мы не договорились о компромиссном решении, но Белград настроен его добиваться вне зависимости от того, насколько это будет трудно
«Ситуация очень тяжелая. Мы находимся в зыбучем песке или зыбучем болоте. Это означает, что вы тонете. С каждым годом все больше и больше, и ухватиться не за что. Можете употребить наилучшие аргументы. Но на Западе нет их понимания. Тем самым народ Сербии ставят перед дилеммой, нужно ли вообще двигаться к ЕС. С другой стороны, у нас нет альтернативы», – заявил в интервью белградской газете «Вечерние новости» премьер-министр Сербии Ивица Дачич.
По его словам, у Сербии нет абсолютно никакого способа донести свою позицию до «сознания тех, кто сегодня в ЕС принимает решения о важнейших политических процессах в Европе». «А наши друзья с востока в настоящее время отдалены от этого политического процесса», – отметил премьер.
По его словам, в результате переговоры свелись «к полному фарсу». «Ранее говорилось о том, что нам предложат широкую автономию для сербов внутри Косово. Теперь от этого ничего нет», – подчеркнул Дачич, добавив, что Белграду было фактически предложено «подписать капитуляцию».
Напомним, последний раунд переговоров при посредничестве Евросоюза прошел 2 апреля в Брюсселе и завершился безрезультатно. Стороны пытались договориться о будущих полномочиях сербских муниципалитетов в Косово. Сербия добивается для них как можно более широкой автономии, тогда как косовские албанцы считают, что это будет угрожать их конституции.
По словам Дачича, в результате Белграду было предложено наделить сообщество сербских муниципалитетов в Косово не исполнительными полномочиями, а функциями обычных органов местного самоуправления, что было неприемлемо. Сербия также настаивала, чтобы пост шефа региональной полиции в сербских общинах был отдан сербу. В ответ Приштина соглашалась, но только при условии, чтобы он отвечал за ещё большую территорию, где соотношение населения составляет 65 к 35 в пользу албанцев. Сербия также хотела гарантий, чтобы создаваемая армия Косово не могла входить на сербский север края. На это Приштина отвечала, что необходимо вести переговоры с НАТО, где, по утверждению Дачича, не дали бы никаких гарантий, а только делали бы успокоительные заявления.
В итоге косовские власти дали Сербии времени до вторника, чтобы дать ответ о готовности принять «неприемлемые и навязанные» предложения об урегулировании. В случае отказа, полагает премьер, косовские албанцы могут попробовать силой «интегрировать» в свое общество сербский север Косово, что приведет к большой региональной нестабильности.
Ранее, комментируя итог последних переговоров, советник президента Сербии Марко Джурич констатировал, что по своей тяжести они «превзошли все негативные ожидания. «В данный момент мы не договорились о компромиссном решении, но Белград настроен его добиваться вне зависимости от того, насколько это будет трудно», – заявил он.
В ходе консультаций первый вице-премьер сербского правительства и министр обороны страны Александр Вучич даже пытался подать в отставку, которая, впрочем, не была принята.
Напомним, урегулирование отношений между Сербией и Косово является одним из главных условий для сближения региона с Евросоюзом. На этой неделе Брюссель даже пообещал назвать точную дату начала переговоров о присоединении Белграда к ЕС, если он согласится пойти на компромисс с Приштиной.
Как ожидается, вопрос о готовности Сербии к переговорам о вступлении в ЕС будет рассматриваться 22 апреля на встрече министров глав МИД ЕС, которым представит свой доклад глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон.
«Новых раундов диалога между Сербией и Косово не предусмотрено. Но у сторон еще есть несколько дней, чтобы сообщить о готовности к компромиссу в вопросе о сербских муниципалитетах. В этой ситуации Эштон сможет сообщить в своем докладе о прогрессе в диалоге между Сербией и Косово», – сказал РИА «Новости» дипломатический источник.
По словам дипломата, доклад пока не готов. Но работа над ним должна быть вскоре завершена, чтобы министры могли получить его заблаговременно. «Таким образом, речь идет о днях, а не о неделях, чтобы прийти к компромиссу», – пояснил он.