В среду депутаты Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) 30 голосами при необходимых 29 приняли в первом чтении закон, который президент Евгений Шевчук внес за три недели до этого.
Молдавия должна оставаться независимым от Румынии государством, и на условиях «плана Козака» 2003 года воссоединиться с Приднестровьем
В конституции непризнанной республики теперь должна появиться новая статья, начинающаяся со слов «правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образует федеральное законодательство Российской Федерации», и уже дальше упоминаются собственно законы Приднестровья, которые становятся «подфедеральными».
Для того чтобы утвердить президентские поправки в конституцию, они должны пройти еще два чтения: второе чтение – спустя два месяца после первого, а третье – еще через месяц. Министр юстиции ПМР Александр Кисничан пояснил, что законопроект предполагает введение российского законодательства в течение двух месяцев после принятия поправок, при этом без отмены действующих законов Приднестровья.
Собственно, о цели переподчинения российским законам высказался президент ПМР Шевчук. «Если мы хотим войти в торговое евразийское пространство в составе Таможенного союза, то мы должны внести изменения сейчас, чтобы потом упростить и снять возникшие в будущем сложности, связанные с законодательной частью», – цитирует главу республики приднестровское агентство «Тирас».
Власти Приднестровья полагают, что перевод собственного законодательства в статус «подфедерального» приблизит исполнение давней мечты – поэтапного вхождения в состав России. Приднестровье начало гармонизацию с российским законодательством еще с 2007 года, поэтому многое в законодательной базе двух государств совпадает, пояснил газете ВЗГЛЯД один из депутатов, утвердивших президентский законопроект, член комиссии по внешней политике и международным связям Петр Пасат.
«У нас, в частности, действуют российские образовательные стандарты, – пояснил депутат. – При этом сохраняется очень сильное различие в налоговом законодательстве, отличается законодательство о судах (о порядке обжалования судебных решений, например), есть отличия в избирательном законодательстве – в ПМР действует мажоритарная избирательная система».
По его словам, решение Шевчука ввести российское законодательство – это «необычная, неординарная инициатива, не имеющая юридического прецедента». В среду в республике находился Дмитрий Лоскутов, помощник вице-премьера Дмитрия Рогозина, спецпредставителя президента по Приднестровью. Накануне он встречался с парламентариями и главой МИД ПМР Ниной Штански. «Мы обратились с просьбой оказать нам содействие со стороны Госдумы, Минюста России, и думаю, что наши вопросы услышали», – поясняет Пасат.
Во многом, по словам депутата, Приднестровье подтолкнула к этому шагу «ситуация у соседей». «Молдавия, как вы знаете, парафировала соглашение об ассоциации с ЕС, Украина находится в неопределенности, – напоминает парламентарий. – Евросоюз очень агрессивно подталкивает Молдавию к вступлению в зону свободной торговли. Есть очень жесткие требования к приведению своего законодательства в соответствие со стандартами Евросоюза, очень жесткие технические регламенты – и мы, конечно, не могли не принять это во внимание».
В интервью газете ВЗГЛЯД Нина Штански пояснила, что инициатива президента, нашедшая поддержку в парламенте, – это шаг, направленный на реализацию итогов референдума 2006 года.
«К слову, тогда по предложению Евгения Шевчука, в то время заместителя председателя Верховного совета, в бюллетене была прописана формулировка вопроса: «Выступаете ли Вы за независимость ПМР и ее последующее свободное присоединение к Российской Федерации?». Более 97% приднестровцев тогда сделали свой интеграционный выбор», – сказала глава МИД.
Она напомнила, что законодательство с тех пор серьезно гармонизировалось с российским, и «полная имплементация последнего на территории нашей республики представляется новым и актуальным этапом интеграции». В отличие от Пасата, министр утверждает, что инициатива Шевчука – это не реакция на внешние события, а «проявление стратегического выбора нашего народа». «Вышедшие на принципиально новый качественный и содержательный уровень российско-приднестровские отношения, в том числе в контексте недавно подписанного протокола «Рогозин – Шевчук».
Любопытно, что введение на левом берегу Днестра российских законов было полностью проигнорировано в среду не только молдавскими политиками, но и прессой – кишиневские газеты больше занимала драка между депутатом парламента от коммунистов Григорием Петренко и экс-спикером парламента, бывшим и. о. президента Марианом Лупу.
Молдавские коммунисты, находившиеся у власти в 2001–2009 годах, а сейчас перешедшие в оппозицию, тоже считают, что в активизации пророссийских устремлений Тирасполя во многом виноват сам Кишинев, точнее проевропейские действия правительства, сформированного демократами и либерал-демократами. Премьер Юрие Лянкэ неоднократно обещал ввести безвизовый режим с Евросоюзом до конца 2014 года.
Напомним, что на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Молдавия, в отличие от Украины, парафировала соглашение об ассоциации с ЕС. Кроме того, накануне вильнюсского саммита президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что объединение с Молдавией должно стать новым фундаментальным проектом Бухареста.
Так, депутат молдавского парламента от Партии коммунистов Марк Ткачук (в годы президентства Владимира Воронина советник главы государства) не придает решению Приднестровья слишком большого значения. «В большей степени политическая декларация, чем политическая или правовая реальность, но полагаю, что эта декларация была сделана «от противного», – заявил Ткачук газете ВЗГЛЯД.
«Действия Тирасполя – своего рода симметричная калька того, что делают страны, провозгласившие курс на евроинтеграцию, когда они приводят свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС, – заявил Ткачук. – Поскольку у тираспольской администрации другой вектор, они поступают иначе, но очень схожим образом».
Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, существуют опасения, что попытки форсированно «ввести» Молдавию в Европу могут привести к аншлюсу Молдавии Румынией и похоронить надежду на воссоединение с отколовшимся Приднестровьем.
Москве не стоит радоваться из-за того, что Приднестровье демонстрирует такую готовность к интеграции, полагает директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, бывший зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Арбатов.
«Россия не раз выступала в последние годы за воссоединение Приднестровья с Молдавией и, на мой взгляд, занимает правильную позицию: Молдавия должна оставаться независимым от Румынии государством и на условиях «плана Козака» 2003 года воссоединиться с Приднестровьем, гарантировав последнему самую широкую автономию», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Если Молдавия примет однозначное решение об объединении с Румынией, то, возможно, позиция Москвы изменится, отмечает Арбатов.
«Но подталкивать их к этому путем упреждающего отсоединения или откола Приднестровья было бы неразумно, – подчеркивает политолог. – Не следует забывать о том, что у нас нет общей границы, все, что мы там делаем, можно делать только с согласия Украины – здесь возникает множество деликатных вопросов. В общем, нужно очень осторожно себя вести». Приднестровье, по мнению Арбатова, находится в специфической ситуации и может принимать для себя какие угодно законы, но никакого международного статуса эти законы иметь не будут.