Одной из задач Виктора Януковича в Китае было выбивание из Поднебесной кредита, который крайне необходим обваливающейся экономике Украины. Речь шла всего об 1 млрд долларов, но китайцы гостю отказали, благо год назад Украине уже был предоставлен кредит в 10 млрд. В итоге «Нафтогаз Украины» привлек у Госбанка развития КНР под государственные гарантии всего 2,395 млрд долларов вместо запланированных 3,656 млрд.
Пекин скупает у Киева старые модели самолетов российского КБ «Сухой», которые потом воспроизводит
В остальном визит, ради которого Янукович покинул митингующий Киев, прошел как будто бы без новостей. «Стороны подтвердили необходимость выполнять уже действующие соглашения, а также заявили о возможности проведения переговоров о дальнейшем сотрудничестве между финансовыми структурами Китая и Украины», – охарактеризовал итоги встречи глав двух государств заместитель министра иностранных дел КНР Чэн Гопин. Однако, как следует из сообщения газеты The Washington Times, обе стороны фактически умолчали о подписании двустороннего договора о стратегическом партнерстве. Меж тем этим документом Пекин предоставил Киеву гарантии ядерной безопасности.
«Китай обязуется (...) не применять и не угрожать применением ядерного оружия против безъядерной Украины, Китай в дальнейшем обещает предоставить Украине гарантии ядерной безопасности, если Украина будет находиться под угрозой ядерного вторжения», – цитирует The Washington Times подписанное соглашение. Таким образом, если по Украине будет нанесен ядерный удар (неужели со стороны России?), Китай обязуется отплатить ее обидчику тем же.
Взамен Киев обещает не оказывать какую-либо поддержку Тайваню, который Китай считает своей территорией. Не исключено, что эти гарантии и стали поводом к заключению соглашения.
После того как Китай взяли под контроль коммунисты, а руководство Китайской Республики бежало на Тайвань, большинство стран мира признало легитимным правительством Поднебесной «Гоминьдан». Но с тех пор Пекин окреп и аннулировал почти все изначальные дипломатические успехи Тайбэя. Сейчас Тайвань официально признают всего 22 государства – мелкие страны Африки, Южной Америки и Океании, а также Ватикан. При этом со многими другими странами Тайбэй контактирует через свои культурные и экономические представительства.
После развала СССР, когда в Европе и Азии образовалось полтора десятка новых государств, Тайвань попробовал добиться их признания. На первом этапе у него это получалось, однако Пекин напряг дипломатические мышцы настолько, что по сей день контакты с мятежным островом поддерживает только одна страна постсоветского пространства – Россия.
Украину Тайбэй кадрил особенно активно, и в 1996 году в Киев прибыл с визитом теперь уже бывший премьер-министр Тайваня Лянь Чжань. К тому моменту Тайвань уже являлся третьим по значимости торговым партнером Украины в Азии после Китая и Турции, но претендовал на большее. Стороны активно обсуждали сотрудничество в космической области, металлургической промышленности и приборостроении, но более всего Чжань интересовался военной и авиационной техникой, начинку для которой Украина производит еще со времен СССР. Стороны вроде бы договорились, но Китай отреагировал на визит Чжаня столь резко и был столь последователен, что Киев вынужден был отыграть назад и заморозить всяческие контакты с Тайванем. Через несколько лет Тайбэй предпринял еще одну попытку и вновь послал гонца в Киев, но с тех пор как отрезало. На первый взгляд.
Нельзя полностью исключать того, что в поисках денег украинское правительство так или иначе прощупывало и тайваньскую почву, но подтверждений этому в распоряжении газеты ВЗГЛЯД нет. Другое дело, что правительство Китая в данном плане информировано гораздо лучше, поэтому, возможно, и отсекло поползновения Тайбэя, предоставив Киеву взамен гарантии ядерной защиты.
Но скорее всего, это простая формальность. Гарантии ядерной безопасности (в смысле – ненападения) Китай предоставил Украине еще в 1994 году – последним из официальных ядерных держав. А Виктор Янукович на встрече с Ху Цзиньтао три года назад гарантировал, что Украина признает территориальную целостность Китая, а официальных контактов с Тайванем не имеет и иметь не планирует. Что же касается возможного ответа на ядерное вторжение на Украину, то с Китая не убудет: сценарий того, что на Украину кто-то может пойти атомной войной, пока находится в области научной фантастики.
Таким образом, The Washington Times, вероятно, раздувает сенсацию на ровном месте. Но это не отменяет и того, что сотрудничество Пекина и Киева развивается довольно динамично, подписание упомянутого соглашения – полноценная часть внешнеполитической стратегии Пекина.
В частности, то же издание отмечает, что Китай использует Украину, дабы обойти права интеллектуальной собственности на авиационные и ракетные технологии России. А именно: скупает у Киева старые модели самолетов российского КБ «Сухой», которые потом просто воспроизводит. Это похоже на правду: ВПК РФ и Украины взаимосвязаны, а Поднебесная действительно промышляет пиратством российских технологий, несмотря на стратегическое сотрудничество с Москвой. Решить эту проблему у российской дипломатии пока не получается. Янукович же со своей стороны буквально горит идеей развивать с Китаем совместные проекты по авиастроительной части.
Кроме того, Поднебесную интересуют земли Украины. Согласно информации ряда китайских изданий, Пекин планирует взять в аренду у Киева 3 млн гектаров сельскохозяйственных угодий сроком на полвека. Это на 1 млн гектаров больше, чем суммарная площадь арендуемых Китаем земель во всем мире. Дело в том, что продовольственная безопасность является довольно острой проблемой для КНР, где проживают более 1,3 млрд человек. Вряд ли эта ситуация усложнится ввиду идущей в КНР урбанизации (сейчас в городах проживает чуть более половины населения страны), так как среди сельских жителей немало тех, кого относят к «избыточной рабочей силе». Но новых плодородных земель Китаю взять и впрямь негде.
Имеются несколько совместных проектов и в рамках стратегии Украины по снижению импортозависимости в сфере энергетики. Так, Пекин уже согласился совместно разведывать запасы энергоносителей в акватории Черного моря и инвестировать средства в строительство четырех заводов по производству синтетического газа, основным материалом для производства которого является уголь. Подобных проектов у Пекина и Киева несколько, и упомянутый выше кредит Нафтогазу выделялся в том числе под них.
Также Китай закупает у Украины десантные корабли на воздушной подушке класса «Бизон» и «Зубр», а единственный авианосец Поднебесной «Ляонин» – это бывший украинский «Варяг». Имеются и другие проекты. В целом Виктор Янукович еще несколько лет назад определил сотрудничество с Китаем как «национальный приоритет», позднее стороны подписали декларацию об «установлении и развитии стратегического партнерства», а сейчас, получается, вышли на очередной уровень. Отношения двух стран, значительно охладевшие при Ющенко, сейчас находятся на подъеме, благо стороны действительно нашли общий язык на почве инвестиций. Украина рассматривает сотрудничество с Китаем в качестве противовеса отношений с Россией и ЕС, Китай Украину – как плацдарм экономической экспансии в Европу. Визит Януковича в Пекин местные СМИ освещали именно в этом контексте.