О том, что в ночь на среду подразделения МВД будут ликвидировать лагерь в центре протестных выступлений – на майдане Незалежности – оппозиционная партия «Батькивщина» сообщила за пару часов до начала операции, призвав киевлян «своим присутствием усилить его оборону». Но то ли ввиду того, что был уже поздний вечер, то ли по причине усталости от протестных акций «подкрепление» вышло неубедительное. Как уточнили в милиции, по состоянию на половину третьего ночи (половина пятого по Москве) на месте событий находилось около тысячи человек, «перед которыми выступали народные депутаты и общественные деятели».
Впрочем, депутаты не только выступали, но и буквально закрыли демонстрантов грудью, образовав живую цепь. Глава фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк в мегафон безуспешно призывал «Беркут» разойтись. В свою очередь, победитель «Евровидения» Руслана затянула со сцены гимн Украины.
Милиция объяснилась: разгонять акцию никто не будет, на месте оставят даже палатки, а вот выстроенные баррикады будут разбирать – таково решение суда (будет ли после этого майдан превращен в каток, как планировала мэрия, осталось невыясненным). К разбору заграждений и приступили коммунальщики под прикрытием «Беркута».
Сказать, что штурм вышел насильственным, нельзя, однако и мирным он не был, скорее, нервным. Баррикаду пришлось штурмовать, составившие ее стройматериалы растаскивать, попутно было снесено несколько палаток, одна из которых загорелась. Запылала и баррикада, но ее удалось быстро потушить. Получив доступ на майдан, бойцы «Беркута» как бы разрезали толпу на две части, начав оттеснять людей к установленной на площади сцене (примечательно, что большинство демонстрантов были в строительных касках). «Позор!» – кричала толпа. Лидеры оппозиции попеременно призывали не поддаваться на провокации и не оказывать сопротивления («мы на мирной акции!»), а также – защитить женщин. Как уточняют украинские блогеры, колокола Михайловского собора непрерывно звонили.
Однако абсолютным триумфом «Беркута» это не закончилось: к майдану все-таки начали стягиваться люди, и количество протестующих выросло в несколько раз. Почувствовав силу, одна из групп демонстрантов попыталась оттеснить подразделения внутренних войск с прилегающей к майдану Институтской улице. Люди действовали слаженно, им даже удалось восстановить одну из практически разобранных баррикад, несмотря на то, что коммунальщики довольно оперативно грузили обломки в грузовики и развозили их прочь. Обстановка стала накаляться. Машины оппозиционных депутатов перегородили грузовикам путь. В ход пошли файеры и слезоточивый газ, тогда как представители сил правопорядка показательно отказались от применения спецсредств. Начались задержания, несколько военнослужащих получили травмы. Раненые есть и среди протестующих, несколько человек было доставлено к машинам скорой помощи.
Инициатива неоднократно переходила к бойцам «Беркута» и обратно – к митингующим. В какой-то момент стражи правопорядка оказались блокированы с двух концов улицы, отброшенные от баррикад напором оппозиционеров во главе с Виталием Кличко. Причем проходу «беркутовцев» митингующие не мешали, образуя «коридор позора» и скандируя «Ганьба!».
Позднее бойцы «Беркута» и сотрудники внутренних войск предприняли попытку освободить вот уже несколько дней удерживаемую оппозицией столичную мэрию. С утра к зданию подъехали три автобуса, из которых вышли бойцы в шлемах и бронежилетах и попытались ворваться внутрь.
Однако тут же им был оказан «холодный» прием: сторонники оппозиции открыли на втором этаже окна и стали поливать незваных гостей водой из шлангов. Правоохранители укрывались от потоков воды в автобусах, а у входа завязалась потасовка.
Попытавшиеся было прорвется на помощь к товарищам на еще двух автобусах сотрудники правоохранительных сил буквально утонули в толпе, перекрывшей Крещатик. В итоге правоохранителям пришлось отступить.
Было очевидно, что милиция откровенно не хочет применять силу и всячески старается не поддаваться на провокации. Причин несколько: начиная с того, что некоторые сотрудники МВД откровенно сочувствуют восставшим (в чем признавались в блогах и интервью), заканчивая, видимо, соответствующим приказом: в администрации президента помнят, что эскалация насилия и рост бунтовских настроений начались после того, как один из лагерей оппозиции был «разогнан с повышенной жестокостью».
Но есть и еще одна причина. В Киеве сейчас находится глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон. Накануне у нее был длительный разговор с Виктором Януковичем, после которого Эштон навестила протестующий майдан. С учетом наличия в городе гостей из Брюсселя силовое подавление протеста неминуемо приведет к международному скандалу.
Эштон уже выпустила коммюнике, в котором выразила уверенность, что власти не должны были зачищать майдан ночью (как будто бы это возможно сделать днем). «Я все еще в Киеве. Я была среди вас на майдане вечером, и меня поразила решительность украинцев, которые выступили за европейскую перспективу страны», – подчеркнула посланница Европы, добавив, что «с разочарованием наблюдает» за тем, как милиция применяет силу для разгона мирных людей из центра Киева. В свою очередь, госсекретарь США Джон Керри из Вашингтона выразил «раздражение» действиями МВД, назвав их «неприемлемыми». «Мы призываем к полному самообладанию. Необходимо защитить жизни людей. Украинские власти полностью ответственны за безопасность украинского народа», – говорится в заявлении госсекретаря, где также подчеркивается, что народ Украины «заслуживает лучшей участи».
Известно, что Виктор Янукович уже пошел на уступки оппозиции. Так, после его встречи с бывшими президентами Украины – Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко – было объявлено, что находящиеся сейчас под стражей активисты, которых милиция задерживала за буйства на улицах, будут отпущены на свободу до суда (обвинения с них не снимаются). Объявление это, озвученное Кравчуком, было сделано на фоне сообщений из Апелляционного суда Украины, где несколько депутатов от националистической «Свободы» избили прокурора (в этот момент суд рассматривал апелляцию на арест их однопартийца – заключенного под стражу на 60 суток активиста Романа Беленького).
Напомним, что мероприятия по расчистке центра Киева от баррикад начались за два дня до штурма майдана. Внутренние войска постепенно окружали демонстрантов, стараясь их не провоцировать. Часть баррикад была разобрана, при этом оппозиция обещала вернуться и отбить обратно утерянные за ночь позиции.
Из числа украинцев, опрошенных социологами Research & Branding Group, 49% назвали себя сторонниками евромайдана, 45% – противниками. Особенно активно майдан поддерживают на западе (84%) и в центре страны (66%), тогда как жители юга и востока в большинстве своем высказываются за присоединение к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана (всего по стране таких 36% против 46%, выступающих за интеграцию в ЕС). При этом 38% опрошенных считают, что власть и оппозиция должны достичь компромисса, 22% поддерживают приход оппозиции к власти, а 16% однозначно поддерживают действующее руководство страны.