В ночь на воскресенье «шестерка» международных посредников по иранской ядерной программе (в нее входят пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) и иранские дипломаты пришли в Женеве к историческому соглашению – впервые за десять лет. О грядущем прорыве заговорили в субботу – после присоединения к переговорам глав внешнеполитических ведомств России, США, Китая, Британии, Франции, Германии и Ирана.
Похоже, что сделка дает Ирану миллиарды в обмен на косметические уступки, которые не замораживают полностью и не откатывают назад ядерную программу
Согласно договоренностям, за полгода Тегеран сократит работы в рамках национальной ядерной программы, предоставит международным экспертам МАГАТЭ доступ для более тщательных проверок своих ядерных объектов.
В течение шести месяцев Иран обязался не устанавливать новые центрифуги на заводе в Фордо, не использовать центрифуги в ядерном центре в Натанзе. Одновременно должны быть заморожены работы над ядерным реактором в Араке. Иран сможет обогащать уран до 5%, но должен уничтожить весь обогащенный до 20% уран, количество которого оценивается в 200 килограммов.
В случае соблюдения всех условий с Ирана через полгода могут снять экономические санкции. Часть санкций снимут уже сейчас, в экономическом выражении они дадут стране 7 млрд долларов (по другой информации – 4,2 млрд долларов). Также в этот период продолжатся переговоры, чтобы в итоге достичь окончательных договоренностей о параметрах, требуемых для мирной ядерной деятельности Тегерана.
По словам министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа, соглашение достигнуто «на основе взаимного уважения» и Тегеран «готов к расширению сотрудничества с МАГАТЭ для устранения озабоченностей» Запада.
Президент США Барак Обама назвал нынешний этап промежуточным, и «если Иран нарушит принимаемые обязательства в течение шести месяцев, то санкции будут восстановлены и могут быть применены новые санкции». Однако госсекретарь Джон Керри рассчитывает, что Иран и «шестерка» придут в будущем к всеобъемлющему соглашению.
В свою очередь министр иностранных дел России Сергей Лавров верит в добросовестное сотрудничество Ирана с МАГАТЭ. «Договоренность эта означает, что мы согласны с необходимостью признать право Ирана на мирный атом, включая право на обогащение, при понимании, что все вопросы, которые к иранской ядерной программе сохраняются, будут закрыты и сама эта программа будет поставлена под строжайший контроль МАГАТЭ. Это конечная цель, но она уже зафиксирована в сегодняшнем документе», – пояснил Лавров, напомнив, что Москва никогда не признавала односторонние санкции против Ирана.
Соглашение может позитивно сказаться и на подготовке мирной конференции «Женева-2» по Сирии, в которую Иран может быть вовлечен, добавил Лавров.
Отметим, что выступающие за жесткую линию в отношениях с иранскими аятоллами республиканцы раскритиковали соглашение. «Коль скоро соглашение не предусматривает, что иранские центрифуги будут разобраны, мы ничего не достигли», – написал в Twitter влиятельный сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм.
«Я скептически настроена относительно соглашения с Ираном, потому что если некоторые санкции сняты, слишком сложно вернуться назад», – заявила сенатор от Нью-Гэмпшира Келли Айотт. «Похоже, что сделка дает Ирану миллиарды в обмен на косметические уступки, которые не замораживают полностью и не откатывают назад ядерную программу», – считает сенатор-республиканец от Иллинойса Марк Керк.
Также выяснилось, что США вели с Ираном тайные переговоры до заключения сделки с «шестеркой». Об этом в воскресенье сообщило агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного представителя администрации США. Ранее Белый дом не сообщал о двусторонних контактах с Ираном, помимо единичного телефонного разговора президентов Барака Обамы и Хасана Роухани.
По мнению экспертов, заключение соглашения – лишь первый шаг. Как считает президент Национального совета американцев иранского происхождения (NIAC), автор книг по внешней политике Ирана Трита Парси, «США и Ирану следует активно добиваться долговременного соглашения, которое позволит нормально развивать мирные отношения двух стран». Как передает РИА «Новости», эксперт добавил, что сторонники жесткой линии в обеих странах попытаются «подорвать и саботировать» предварительное соглашение.