Допуск к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро получили 266 российских спортсменов, сообщил в субботу министр спорта Виталий Мутко.
Для целого поколения спортсменов – это все, финиш. Кто-то закончит карьеру, кто-то может не выдержать
«После той заявки, которую изначально подавали, наша сборная прошла серьезный отбор – все критерии вы знаете. У нас 29 видов спорта заявлено из 34, из них в четырех не квалифицировались, и 266 спортсменов на сегодняшний день. Это такая боеспособная команда», – сказал Мутко.
Глава Минспорта прокомментировал и отстранение сборной России по тяжелой атлетике, передает «Р-Спорт». Накануне Международная федерация тяжелой атлетики (IWF) не допустила всю сборную к Олимпиаде – на основании доклада Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). «К сожалению, федерация опять приняла коллективную ответственность и отстранила всю команду», – констатировал Мутко. Министр добавил, что Спортивный арбитражный суд «работает 24 часа в сутки, думаю, что сегодня-завтра мы поддержим спортсменов и в защите».
«Чувствуют свою безнаказанность»
Исполком международной федерации, по его словам, «тщательно изучил вопрос об участии российских тяжелоатлетов в Олимпийских играх Рио». Были учтены материалы доклада независимой комиссии ВАДА, которую возглавлял Ричард Макларен. «Татьяна Каширина и Анастасия Романова были отстранены Олимпийским комитетом России ранее. Еще четыре спортсмена были упомянуты в докладе Макларена», – пояснила IWF.
При этом три члена исполкома IWF из 17 все же проголосовали за допуск на Олимпиаду двух российских тяжелоатлетов – Олега Чена и Давида Беджаняна. «Чистые атлеты должны были участвовать. Двух наших спортсменов должны были допустить – Беджаняна и Чена», – констатировал Виталий Мутко.
Член комиссии IWF и экс-главный тренер сборной России по тяжелой атлетике Давид Ригерт назвал решение международной федерации несправедливостью и «настоящим бандитизмом». По словам Ригерта, функционеры IWF «чувствуют свою безнаказанность». «Да, нагрешили, но не настолько, чтобы отстранять от Олимпиады. К тому же не только у нашей страны есть проблемы. Для целого поколения спортсменов – это все, финиш. Кто-то закончит карьеру, кто-то может не выдержать», – заявил Ригерт.
Вопросов нет, но в списках значатся
«Сегодня должно быть решение по плаванию, – также сообщил Виталий Мутко. – Прошли отбор 26 человек». К пловцам Владимиру Морозову и Никите Лобинцеву «нет никаких вопросов», но почему-то они фигурируют в докладе Макларена, недоумевает глава Минспорта. «Но сегодня Международная федерация плавания должна принять решение, так что будет либо 24, либо 26 человек», – предположил он.
«67 человек попалось на мельдонии. Но это дело Россия отстояла, ВАДА признало, что они поспешно его ввели (в список запрещенных препаратов). Пострадала Маша Шарапова и волейболист Саша Маркин. Непонятно, какое расследование по нему международная федерация провела», – сказал он.
Письмо Родченкова «пропало» из доклада
Не остались без внимания министра и другие «непонятные» моменты в докладе Макларена. «У меня есть ощущение, что список составлен на базе записной книжки директора Московской антидопинговой лаборатории», – отметил Мутко, имея в виду Григория Родченкова, в январе бежавшего в США, и выступившего в роли информатора ВАДА.
Глава Всемирного антидопингового агентства Крейг Риди ранее уже признал отсутствие других доказательств, кроме показаний Родченкова.
При этом, что крайне странно, ВАДА, опубликовав обновленную версию отчета комиссии Макларена, накануне исключило из доклада письмо Родченкова. Изначально печатная версия его отчета занимала 97 страниц. Обновленная версия была сокращена на восемь страниц. Высказывались мнения, что ВАДА исключила из доклада противоречивые моменты, которые указывали на ошибочные действия самой организации. Обновленную версию доклада комиссии Макларена ВАДА выложило на своем сайте без дополнительных уведомлений – и никак не пояснило «исчезновение» доклада.
На скорую руку
По мнению Мутко, доклад Макларена был составлен «на скорую руку». То, что было представлено в докладе, «не проверялось и подгонялось под старт Олимпийских игр, создавался соответствующий общественный фон», – возмущается министр.
«Как они говорят, там 640 человек, которых отобрали за пять лет... Эти фамилии розданы в международные федерации. Но надо посмотреть на этот список, – отметил Мутко. – Допустим, президент международной федерации стрелкового спорта проверил и выяснил, что в этом списке указано три человека, которые давно дисквалифицированы, их пробы никуда не исчезали. Это решение отмечено. Президент федерации гребного спорта выяснил, что из 28 человек 11 давно дисквалифицированы. И таких фактов вскрываются десятки».
Во вторник глава Международной федерации плавания (FINA) Хулио Маглионе заявил, что комиссия под руководством Ричарда Макларена, делая выводы о состоянии с допингом в России, превысила свои полномочия. За день до этого президент Международной федерации хоккея (IIHF) и член исполкома МОК Рене Фазель заявил, что в докладе комиссии Макларена найдены ошибки. Кроме того, на прошлой неделе в Кремле заявляли, что пока вину российских спортсменов доказывает сомнительный источник.
«Есть уголовное расследование, которое ведет СК. Мы проводим собственное расследование по этому докладу, наняты юристы. Мы изучаем вовлеченность людей или их халатность», – заявил Мутко, добавив: «Наша независимая комиссия обратилась к Макларену, мы готовы подъехать, наши адвокаты готовы подъехать к Макларену и изучить те факты, которые у них есть. Если подтвердится, что фигуранты доклада причастны к нарушениям, то они будут привлечены к ответственности». Министр заверил, что российская сторона никогда не согласится с обвинениями по поводу «некой допинговой государственной программы».
«Сама нарушила», а потом рассказала про подруг
Министр спорта «прошелся» не только по докладу Макларена, но и по работе ВАДА в целом. По словам Мутко, между Всемирным антидопинговым агентством и Международным олимпийским комитетом возник конфликт. «МОК выражает неудовлетворение, что антидопинговая система несовершенна, и требует перенастройки», – приводит слова министра «Матч ТВ».
Мутко в частности приветствовал решение МОК не допускать информатора ВАДА – легкоатлетку Юлию Степанову – до игр в Рио. «Это был бы парадокс. Она сама нарушала правила, а потом рассказала про своих подруг. Что ж ее допускать теперь? Это был бы перебор», – сказал он.