Исполком Международного олимпийского комитета провел телефонную конференцию с участием всех членов организации. Обсуждался лишь один вопрос: пускать Россию на Олимпиаду или нет. Оснований считать, что российскую сборную отстранят от Игр, было более чем достаточно. Тем не менее решение вынесено в пользу России.
Все дело в справедливости по отношению к «чистым» спортсменам, и мы их защищаем таким образом
МОК подчеркивает, что тем самым комитет ни в коем случае не признает, что считает все обвинения против российского олимпийского движения безосновательными. «Все дело в справедливости по отношению к «чистым» спортсменам, и мы их защищаем таким образом. Возможно, это решение не удовлетворило обе стороны, которые выступали «за» и «против» дисквалификации России. Но мы считаем, что наше решение уважает право «чистых» спортсменов на участие в соревнованиях», – цитирует главу МОК Томаса Баха РИА «Новости».
Российская сборная, конечно, понесет серьезные потери. Так, будут отстранены от участия в Олимпиаде все спортсмены – члены российской команды, у которых были проблемы с допингом. Окончательное решение о составе команды остается за соответствующими международными федерациями. Это значит, что шансы подавляющего большинства российских легкоатлетов попасть на Олимпиаду призрачны. Ведь Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) должна пересмотреть свое ранее вынесенное и неутешительное для России решение на этот счет, что маловероятно. Российские чиновники, чьи имена фигурировали в материалах антидопинговых расследований, могут поехать в Бразилию только как частные лица. Однако по сравнению с тем, что ожидалось, это победа.
Допинговый скандал начался в декабре 2014 года, когда немецкая телекомпания ARD выпустила документальный фильм, в котором утверждалось, что в России создана целая система подмены проб на допинг. Фильм во многом построен на показаниях супругов Степановых – бывшего главного специалиста российского антидопингового агентства (РУСАДА) и его жены – бегуньи Юлии Степановой. Они заявили, что при подготовке российских легкоатлетов широко использовался допинг. При этом российские официальные лица якобы давали взятки международным спортивным чиновникам, чтобы скрыть этот факт. К моменту выхода фильма чета Степановых проживала в Германии (сейчас они получили политическое убежище в Канаде, по другим данным – в США), а Юлия Степанова была отстранена от соревнований на два года решением Всероссийской федерации легкой атлетики за употребление допинга.
Российские официальные лица объяснили их утверждения местью за дисквалификацию. Прочие спортсмены, согласившиеся беседовать с авторами фильма (например, метательница диска Елена Печерина), также были в свое время дисквалифицированы за применение допинга.
Однако доводы российской стороны не показались убедительными международным олимпийским чиновникам, и Всемирное антидопинговое агентство (WADA) начало расследование против РУСАДА. После публикации результатов первой части расследования агентство рекомендовало дисквалифицировать Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА), что IAAF и сделала. Выявлены были также факты коррупции в IAAF. Это привело к отстранению и аресту его руководителя Ламина Диака. Дисквалификация ВФЛА на неопределенный срок означала отстранение российской сборной от участия в Олимпиаде.
Для подготовки второй части расследования была создана комиссия во главе с юристом Ричардом Маклареном. Ее информатором стал в том числе бывший глава РУСАДА Григорий Родченков. Комиссия WADA обвинила его в уничтожении с целью скрыть применение допинга более тысячи проб. Родченков же говорил, что всего лишь удалил старые пробы с истекшим сроком хранения. Однако в отставку все же ушел, а в начале 2016 года перебрался в США. Там он и стал сотрудничать с комиссией. 18 июня Следственный комитет заявил о возбуждении уголовного дела против Родченкова за злоупотребление полномочиями.
21 июня Международный олимпийский комитет вынес свое решение относительно вопроса о том, допускать российских легкоатлетов до участия в Олимпиаде в Бразилии или нет. Он не стал рекомендовать IAAF отменить дисквалификацию ВФЛА, однако дал ей право решать вопрос о допуске российских спортсменов в индивидуальном порядке. IAAF этим правом воспользовалась, но вовсе не так, как ожидали в России. Всех российских легкоатлетов отстранили от международных соревнований, за исключением Юлии Степановой и прыгуньи в длину Дарьи Клишиной. Это решение было аргументировано тем, что только эти спортсменки постоянно проживали за рубежом, там же тренировались и сдавали пробы на допинг. Причем выступать и той, и другой было рекомендовано под нейтральным флагом.
Надеждой России оставались комиссия Макларена и особенно Международный спортивный арбитраж (CAS). Туда обратилcя Олимпийский комитет России и 68 российских спортсменов. И вот 18 июля комиссия Макларена опубликовала свой итоговый отчет. В нем утверждалось, что факты причастности российских государственных структур к манипуляциям с допинговыми пробами нашли свое подтверждение. А затем CAS отклонил российский иск. Надежда, казалось, рухнула, и оставалось рассчитывать только на обычный суд, который уже после Олимпиады восстановил бы доброе имя российского спорта.
Перед заседанием исполкома МОК за и против допуска российских спортсменов к Олимпийским играм высказались самые разные люди и организации. Ряд национальных федераций (например, США и Канады) однозначно поддержали решение IAAF. Ряд федераций (в том числе некоторые европейские), напротив, не поддержали. За отстранение России высказался шестикратный олимпийский чемпион по бегу Усейн Болт. Против отстранения – двукратный олимпийский чемпион по бегу Эзекиль Кембой. Противники дисквалификации России говорили о недопустимости коллективного наказания всех спортсменов из-за отдельных проштрафившихся. Сторонники рассуждали о необходимости защиты чистоты олимпийского движения.
Позиция России в отношении допингового скандала многократно озвучивалась российскими официальными лицами. «Помимо нормальной конкуренции, которая должна быть и внутри страны, и за ее пределами, есть борьба недобросовестная», – цитирует ТАСС министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Что касается президента страны, то он пообещал отстранить попавших в доклад WADA чиновников. «Официальная позиция российских властей – и правительства, и президента, всех нас – заключается в том, что в спорте нет и не может быть места никакому допингу. Спорт должен быть чистым, а здоровье спортсменов должно быть надежно защищено», – заявил Владимир Путин. Он добавил, что Олимпийский комитет должен создать комиссию по борьбе с допингом. Президент предложил ее возглавить Виталию Смирнову, члену МОК с 1971 года, являвшемуся президентом Олимпийского комитета России с 1992 по 2001 год.
Нынешний же глава Олимпийского комитета Александр Жуков заявил, что Россия берет на себя обязательство всесторонне реформировать существующую систему борьбы с применением допинга.
Собственно, решение исполкома во многом и основано не только на намерении защитить честных спортсменов, но и на том соображении, что российские власти сделают выводы, учтут все пожелания IAAF и впредь больше не будет никаких массовых нарушений, связанных с применением допинга. Кстати, Степанова на Олимпиаде выступать не будет совсем – ни под нейтральным, ни под российским флагом. Ведь она как раз относится к числу ранее дисквалифицированных спортсменов. Видимо, в утешение исполком МОК пригласил ее посетить Олимпиаду, допустив, что в будущем она может стать членом Международного олимпийского комитета.