Последняя неделя выдалась богатой на сенсации в спортивном мире, в число которых, безусловно, входит отстранение Мишеля Платини – одного из главных кандидатов на пост президента ФИФА – от футбольной деятельности на 90 дней, а следовательно, и от участия в выборах. Считалось, что избрание Платини выгодно для России. Другое дело, что его отсутствие не скажется на напряженности предвыборной кампании, поскольку комплект кандидатов образовался весьма интересный.
Принц Али бин аль-Хусейн
#{image=956726}Будучи вице-президентом ФИФА от Азии и родным братом короля Иордании Абдаллы, 39-летний принц рассматривается как один из лидеров нового поколения футбольных функционеров, для которых восстановление репутации ФИФА через проведение антикоррупционных реформ является единственно правильным путем развития мирового футбола. Именно он пытался составить конкуренцию Йозефу Блаттеру на майских президентских выборах, где потерпел ощутимое поражение.
Несмотря на то, что он представляет интересы своего региона в ФИФА только с 2011 года, Али бин аль-Хусейн успел заручиться хорошей поддержкой западных членов исполкома ФИФА за ряд своих инициатив. В частности, он первым призвал разрешить женщинам играть в футбол в хиджабах, предлагал увеличить отчисления от доходов ФИФА в национальные ассоциации и требовал абсолютной прозрачности в деятельности ФИФА, считая, что закулисные сделки являются основной причиной существующих в федерации проблем.
Принимая во внимание указанные выше факты, вполне логично, что принц выступал одним из основных сторонников опубликования доклада Майкла Гарсии о коррупции среди функционеров ФИФА при выборе стран – хозяек чемпионата мира по футболу в 2018 и 2022 годах (победителями тогда, напомним, стали Россия и Катар).
Жером Шампань
#{image=956722}Этот француз присоединился к ФИФА в 1999 году, имея за плечами значительный стаж дипломатических миссий в Омане, Бразилии, Лос-Анджелесе, а также опыт работы советником департамента протокола во время ЧМ 1998 года во Франции. На момент своего ухода из федерации в 2010 году он занимал пост заместителя генерального секретаря, то есть был вторым лицом после Блаттера. В последующие годы он работал журналистом в известном французском журнале France Football.
57-летний Шампань пытался принять участие в майских президентских выборах ФИФА, но не смог получить от национальных ассоциаций даже обязательных пяти подписей в свою поддержку. Основными его программными заявлениями на тот момент были усиление контроля в деятельности ФИФА, а также реформа административного управления в федерации. Создается впечатление, что Шампань – не более чем «технический» кандидат на предстоящих выборах, функция которого – перетянуть на себя часть «неопределившихся» голосов представителей национальных ассоциаций.
Токио Сексвале
#{image=956724}Имеющий огромную популярность на своей родине (ЮАР) ввиду борьбы против апартеида совместно с Нельсоном Манделой, 62-летний Сексвале хочет стать первым африканцем, возглавившим ФИФА, за всю ее историю. Бывший политик и один из богатейших людей страны, Сексвале совмещает работу в комитетах федерации по медиа, а также по борьбе с расизмом и дискриминацией, которую часто называет в своих публичных выступлениях «монстром, пытающимся просочиться во все спортивные сферы». После ухода со сцены Блаттера голоса, которые он получил на майских президентских выборах от африканских национальных ассоциаций (CAF), теперь, скорее всего, перейдут к Сексвале, а значит, он становится одним из лидеров в гонке за президентское кресло.
Регламентные нормы устанавливают, что лицо может быть допущено к выборам на позицию президента ФИФА при условии, что оно было вовлечено в деятельность ФИФА как минимум два года из последних пяти лет перед выборами. Собственно, данный минимальный порог был преодолен Сексвале за счет того, что отработал два года в организационном комитете ФИФА в рамках ЧМ-2010 в ЮАР. Эксперты отмечают, что это хорошая новость, поскольку Сексвале еще «не варился в собственном соку» ФИФА и не ассоциируется с коррупционными скандалами. В совокупности указанные обстоятельства обуславливают высокую вероятность его победы.
Тут стоит подчеркнуть, что у России и ЮАР очень хорошие, дружественные межгосударственные отношения. Однако расизм футбольных фанатов является той проблемой, по которой спортивные функционеры традиционно предъявляют России множественные претензии.
Шейх Салман бин Ибрагим аль-Халифа
#{image=956728}Будучи шейхом Бахрейна, Салман бин Ибрагим аль-Халифа занимает должность президента Азиатской футбольной конфедерации (AFC) с 2013 года и за это время утвердился в качестве основного представителя азиатского футбола. В связи с этим, вероятно, он получит голоса всех 46 национальных ассоциаций AFC, что уже солидный фундамент для старта кампании. В пользу шейха Салмана также говорит тот факт, что ему оказывает полную поддержку кувейтский шейх Ахмад аль-Фахад аль-Сабах – одна из самых влиятельных фигур в мировом спорте, включая МОК и ФИФА. В этом году Салман был переизбран на очередной четырехлетний срок в качестве вице-президента ФИФА. Иными словами, без прочных ассоциаций с политикой Йозефа Блаттера ему не обойтись, что повлияет на общий имидж шейха в глазах национальных ассоциаций.
Репутация Салмана под сомнением также ввиду событий 2011 года, когда в Бахрейне состоялся так называемый марш за демократические права и права человека. В марше приняли участие большое количество профессиональных спортсменов Бахрейна, часть из которых впоследствии были идентифицированы правоохранительными органами по фотографиям с марша, взяты под стражу и подвергнуты пыткам (всего было арестовано более 150 человек, как минимум шестерых из них пытали). В 2013 году, согласно информации BBC, Бахрейнский институт за права и демократию официально обратился в ФИФА с просьбой провести расследование по обстоятельствам задержаний и пыток на марше, а также привлечь шейха Салмана к ответственности, так как он, по их мнению, был инициатором создания специального силового комитета по разгону демонстрантов. Салман отрицал все обвинения в свой адрес, но очевидно, что указанный эпизод надолго останется в памяти выборщиков западных национальных ассоциаций. Это, безусловно, снижает его шансы на победу.
Джанни Инфантино
#{image=956720}Инфантино известен тем, что начал свою карьеру в УЕФА в 2000 году в качестве юриста, занимавшегося различными операционными вопросами в рамках своих полномочий. В 2004 году его работа была высоко оценена, за этим последовало его повышение до директора юридического департамента, где он проявил себя в укреплении отношений УЕФА с Европейским союзом и футбольными федерациями стран ЕС. Это сыграло свою роль при выборах в 2009 году генерального секретаря УЕФА, победа в которых ожидаемо досталась Инфантино.
Его биография до прихода в УЕФА тоже более чем достойна – он занимал позиции советника в различных футбольных организациях Италии, Испании и Швейцарии. Кроме того, Инфантино имеет хорошую теоретическую базу в вопросах функционирования спортивной отрасли и спортивного права, поскольку в течение нескольких лет возглавлял Международный центр спортивных исследований (Университет Невшателя в Швейцарии).
Вместе с тем для кого-то он может ассоциироваться с Мишелем Платини и Йозефом Блаттером, поскольку, по сути, именно эти три человека олицетворяли собой систему управления футболом на протяжении длительного времени.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Если исходить из того, что ФИФА нужно незамедлительно восстанавливать свою репутацию и добиваться прозрачности в менеджменте и финансах, то лучшего кандидата, чем Токио Сексвале, пожалуй, не сыскать. Он имеет уважение коллег по цеху и выборщиков от национальных ассоциаций африканского региона, его репутация не запятнана. Отсутствие опыта работы непосредственно в ФИФА и тесных связей с «долгожителями» федерации делает его привлекательной фигурой на пост президента и для западных ассоциаций.
Принц Али бин аль-Хусейн вряд ли существенным образом сможет изменить результаты майских выборов, тем более среди кандидатов появились более сильные претенденты. Что до шейха Салмана, у него хорошая поддержка выборщиков от азиатского региона, достойные инициативы и проекты, реализованные в рамках ФИФА. Если ему удастся отвлечь внимание общественности от событий 2011 года и фактов нарушений прав человека, его шансы на победу возрастут.
Также важно, кто сможет получить поддержку от ассоциаций Тихоокеанского региона (КОНКАФ). Вероятно, их солидарная позиция может сыграть существенную роль в распределении голосов.