Инициатива создания, а вернее возрождения спортивных рот принадлежит Министерству спорта и его главе Виталию Мутко. 6 ноября на заседании Совета по физической культуре и спорту у Владимира Путина он озвучил эту идею, заявив, что возрождение спортрот поможет «решить вопрос с подготовкой талантливой молодежи».
Если мы хотим конкурировать дальше с Китаем и США, мы обязаны сохранить армейский спорт – возродить спортроты и спортклубы
Президент России, похоже, согласился с предложением Мутко. 6 декабря Владимир Путин подписал перечень поручений, в числе которых было и поручение Министерству обороны, касающееся спортивных рот.
«Минобороны России в целях создания условий для прохождения военной службы по призыву спортсменами, включёнными в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским видам спорта, сформировать воинские спортивные подразделения со штатной численностью не менее 400 единиц», – говорится в тексте поручения на сайте Кремля. Ответственным за выполнение назначен министр обороны Сергей Шойгу, который должен отчитаться уже 25 февраля 2013 года.
Напомним, что спортроты существовали в СССР. В такие подразделения набирали только спортсменов с разрядом обычно не ниже первого взрослого, и такие военнослужащие представляли армию на различных спортивных соревнованиях. Непосредственно военной подготовкой в таких ротах, как правило, не занимались. Спортроты существовали в рамках Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА), который обоснованно считался флагманом советского спорта. Во многом это происходило потому, что для ЦСКА не было проблемой заполучить в свои ряды того или иного спортсмена из другого клуба – достаточно было просто призвать его в армию.
После упразднения спортрот спортсмены-призывники обычно получали отсрочку в каком-нибудь институте физкультуры. Делалось это не столько из-за непривлекательного имиджа армейской службы, а скорее для того, чтобы не терять в казармах время, которое спортсмен мог потратить на развитие своей недолгой спортивной карьеры. Другим вариантом уклонения от службы было выступление за ЦСКА, который оформлял игроков как военнослужащих.
Ощутимый удар по этой системе нанес в 2008–2009 годах министр обороны Анатолий Сердюков. Тогда по его распоряжению все спортсмены, подлежащие призыву, были переведены в воинские части, и играть за клубы им до окончания прохождения службы воспрещалось. Скандал разразился тогда, когда это распоряжение коснулось игроков баскетбольной сборной России Воронцевича, Шведа и Понкрашова. На защиту баскетболистов встали Виталий Мутко и давний болельщик ПБК ЦСКА, тогдашний вице-премьер Сергей Иванов. Министру обороны пришлось дать задний ход в отношении членов сборных, но часть спортсменов-срочников все-таки попала в действующие части, а вышедшие из призывного возраста были уволены в запас.
После отставки Сердюкова и прихода на его место Сергея Шойгу позиция Минобороны, по-видимому, изменилась коренным образом. Новый глава МО придает значение армейскому спорту и, более того, является давним болельщиком ЦСКА. В этом уверен и экс-президент хоккейного ЦСКА Вячеслав Фетисов.
«Если мы хотим конкурировать дальше с Китаем и США, мы обязаны сохранить армейский спорт – возродить спортроты и спортклубы, которые дают возможность непрерывного тренировочного процесса для мальчишек призывного возраста – в самый период становления, и традиции, – приводит слова Фетисова «Р-Спорт». – Армейский спорт – это то, что по-прежнему дает нам результат, и, конечно, развалить все, что было сделано, было бы большой ошибкой. У Сергея Кужугетовича есть полное понимание того, что нужно делать».
Возрождение спортивных рот поддерживает и другой легендарный хоккеист и армеец, президент Федерации хоккея России и депутат Госдумы Владислав Третьяк.
«Мы не раз в Думе поднимали вопрос о возвращении к спортивным ротам, – рассказал Третьяк ФЦП-Пресс. – Иногда из-за этого мы теряем спортсменов. Они уезжают играть за рубеж, в частности, чтобы не служить в армии. Раньше всегда были спортивные роты. Я сам в ней служил... Не надо ничего выдумывать. Надо взять советский опыт и повторить. Должны быть обязательно спортивные роты. ЦСКА раньше был флагманом не только в хоккее, но и по всем видам спорта. Думаю, что с приходом нового министра по-новому посмотрят на этот вопрос. Потому что я работал в спортивном комитете Министерства обороны. ЦСКА давал больше всех олимпийских чемпионов... Я говорю не только про хоккей. Это должно касаться всех видов спорта. Из-за боязни идти в армию молодые спортсмены начинают химичить: болеть, учиться не понятно где. Это филькина грамота. Надо все узаконить. Не так много таких спортсменов. Только надо все четко разграничить. В спортивной роте должны быть исключительно спортсмены, а не какие-то блатные люди».
«Все это сделать совсем не тяжело. Опыт есть большой. Достаточно одного решения министра обороны, чтобы это сделать. Есть еще люди, которые работали и помнят систему спортивных рот. Это можно все быстро восстановить. Это даст ребятам возможность спокойно идти к своей цели – заниматься спортом и выступать на чемпионатах мира, Олимпиадах. При этом, как и мы в прошлом, они пройдут курс молодого бойца. Это все надо сделать, чтобы не было боязни, беготни и всяких уловок», – уверен прославленный вратарь.
Отметим, что практика призыва в специальные армейские части спортсменов есть не только в России, но и, например, в Германии. Из приблизительно четырех тысяч немецких спортсменов высшего уровня тысяча являются военнослужащими. В самом начале службы атлеты проходят двух-трехмесячную подготовку по своей военной специальности, сообщает «Спорт-Экспресс». В дальнейшем они получают бундес-жалование, зарплату и льготы, как обычные солдаты бундесвера. Более того, многие и живут в казармах. Биатлонисты, например, в Рупольдинге, возле национального центра подготовки. Бобслеисты и саночники – в Альтенберге, по соседству с которым также расположена войсковая часть.