Общество

5 апреля 2024, 20:00

Мост на Сахалин стал для России стратегической необходимостью

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Новый грандиозный инфраструктурный проект будет создаваться в России. Речь идет о строительстве моста на остров Сахалин – идее, которая обдумывалась еще с середины XX века. Почему именно сегодня мост на Сахалин получил особую актуальность, какое влияние он окажет на весь Дальний Восток – и что нужно, чтобы он окупился?

Владимир Путин выступил за возвращение к вопросу о строительстве моста на Сахалин. Во время онлайн-встречи с главой Сахалинской области Валерием Лимаренко президент заявил, что при наличии моста на самом острове развитие пойдет «другими темпами». Президент отметил, что с учетом крупных инвестиционных проектов, планируемых в регионе, меняется и грузовая база. «Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком», – сказал глава государства. Таким образом, фактически решение о строительстве моста принято.

«Большая» стратегия

Проект строительства железнодорожного моста на Сахалин и увязки железных дорог острова с Большой землей имеет ясную геостратегическую задачу. Это – преодоление экономической и транспортной обособленности острова. Задачей является резкое усиление позиций России в военно-политическом плане не только на Сахалине, но и в обширном регионе российского Дальнего Востока – от Чукотки и до Южных Курил.

Конечно, в сложившейся геополитической реальности можно сразу отложить в «долгий ящик» строительство транзитного коридора через пролив Лаперуза до японского Хоккайдо. Сегодня недружественность Японии к России уже трудно отличима от открытой враждебности, что явно закрывает возможность для любых российско-японских транзитных проектов. В свое время мост на Сахалин обосновывался созданием звена именно для такой глобальной связки с Японией.

Сегодня реальность диктует совсем иные задачи – например, формирование единого и непрерывного железнодорожного хода от материковой России до сахалинских портов, после чего на морской логистике «повиснет» только переброска любых грузов, включая военные, по направлению Сахалин – Южные Курилы. Сейчас эта логистика не только сложней, дольше и дороже для условий мирного времени, но и на порядок опаснее для времени военного или предвоенного.

Напомним, что именно в такой крайне неприятной ситуации оказалась Российская империя в январе 1904 года.

В момент начала Русско-японской войны строящийся Транссиб еще не был сомкнут в районе Байкала, и вся логистика русской армии оказалась крайне неэффективной. В итоге именно невозможность быстрой переброски свежих сил и военного имущества на Дальний Восток оказалась одним из решающих факторов проигрыша России в той войне.

Иначе говоря, проект строительства железной дороги на Сахалин кроме экономической и социальной составляющей имеет и скрытое, но очень важное военно-стратегическое значение. Оно диктуется резко изменившейся международной обстановкой и новым положением России в современном мире.

Технологические особенности и цена

Во времена СССР уже предпринималась попытка соединения Сахалина и Большой земли – в 1950 году с идеей соединения острова с материком железной дорогой выступил Иосиф Сталин. Зимой Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка, замерзает, а в штормовую погоду остров вообще недоступен из-за суровых морских погодных условий. Поэтому при рассмотрении вариантов с паромной переправой, мостом и тоннелем через пролив при СССР был выбран тоннельный вариант как наиболее надежный при доступном тогда уровне технологий. В качестве места постройки тоннеля был выбран пролив Невельского – самое узкое место Татарского пролива.

Секретным постановлением Совмина СССР от 5 мая 1950-го было принято решение о сооружении железнодорожного тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода на Сахалин осуществлялось силами МВД СССР и велось заключенными, но после смерти Сталина и массовой амнистии заключенных работы по всему проекту были свернуты.

В современном проекте от строительства тоннеля под проливом Невельского решили отказаться в пользу моста.

Последняя опубликованная редакция проектных документов по строительству транспортного перехода предусматривает использование маршрута от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино к проливу Невельского, а затем к станции Ныш на Сахалине. В таком варианте новая железная дорога будет иметь протяженность в 585 км, включая 6-километровый мост через пролив.

Стоимость строительства новой дороги оценивалась ОАО РЖД в 540,3 млрд рублей без НДС, из которых постройка моста обойдется в 252,8 млрд рублей. Кроме расходов на строительство материковой части дороги и моста через пролив, РЖД нужно вложить 92,1 млрд рублей в железные дороги Сахалина.

Ну и наконец – экономика

Но, разумеется, мост нужен для транспортировки, и не только чего-либо военного, но в первую очередь торговых грузов. Причем грузопоток для моста такого масштаба тоже должен быть соответствующим. В раннем технико-экономическом обосновании по строительству транспортного перехода на Сахалин говорилось, что к 2030 году в инерционном сценарии и без дальнейшего развития портовой инфраструктуры острова загрузка новой железной дороги составит лишь 8,5 млн тонн. Это крайне мало.

Поэтому в рамках развития экономики Сахалина на острове предполагается построить новый глубоководный порт. Он позволит привлечь до 23,4 млн тонн генеральных грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и до 5 млн тонн контейнерных грузов.

Сейчас единственным глубоководным портом на Сахалине является терминал по перевалке нефти и СПГ в Пригородном, в 15 км от Корсакова, который не имеет связи с железными дорогами острова. Остальные потенциальные локации для размещения глубоководного порта на Сахалине либо зажаты в городской застройке, как в Корсакове, Холмске и Невельске, либо же тоже отрезаны от железнодорожной инфраструктуры, как порт Шахтерск Восточной горнорудной компании (ВГК). На сегодняшний день ВГК имеет планы по экспортной перевалке 20 млн тонн местного каменного угля.

Однако именно «сужение» Сахалина в средней части острова между Шахтерском и Поронайском выглядит наиболее перспективным местом для постройки нового глубоководного порта. Во-первых, именно в этой части острова расположена узловая станция Арсентьевка, где сходятся две основные ветки Сахалинской железной дороги. Во-вторых, эта часть острова богата полезными ископаемыми, в первую очередь – каменными углями, что формирует надежный экспортный грузопоток в непосредственной близости от будущего порта. И, наконец, в-третьих, залив Терпения возле Поронайска и Татарский пролив возле Шахтерска имеют достаточные глубины для постройки нового глубоководного порта.

Концепция строительства порта в Поронайске или Шахтерске с терминалом на 24 млн тонн угля в год обеспечивает устойчивость такого портового проекта и позволяет привлечь в такой инфраструктурный район, уже завязанный на общую сеть железных дорог России, дополнительный грузопоток. Такой подход может в перспективе увеличить мощность такого глубоководного порта до 50 млн тонн. Это будет уже вполне достаточно, чтобы дополнительные объемы грузов обеспечили окупаемость новой железной дороги на Сахалин.

Текст: Алексей Анпилогов

Вам может быть интересно

ВС России уничтожили на земле украинский МиГ-29
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

The Hill сообщил о планах конгресса обязать Трампа поддерживать Украину

Конгресс США предложит внести поправки в закон о помощи Украине, чтобы будущая администрация избранного президента Дональда Трампа не смогла отменить поддержку, пишет The Hill.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Киев направил отряд дронов в Курскую область против «Ахмата»

Киев отправил спецподразделение беспилотников для уничтожения спецназа «Ахмат» в Курской области, но их миссия завершилась неудачей, рассказал командир бронегруппы сводной артгруппы «Пресса» с позывным Сальза.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

Киев перебросил элитные подразделения в Часов Яр

Вооруженные силы Украины усилили оборону в Часовом Яре, перебросив элитные подразделения в промзону огнеупорного завода, сообщили в силовых структурах.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре

Российские войска перерезали одну из ключевых трасс снабжения ВСУ, ведущую из Славянска в Часов Яр, что затруднило подвоз сил и ресурсов противника.

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?