Подводя итоги работы ведомства в ушедшем году на коллегии в среду, глава МВД Татарстана Артем Хохорин заявил о том, что «была пресечена деятельность группы, целью которой было совершение терактов на территории Татарстана, главным объектом являлся Казанский авиационный завод».
В Татарстане ИГИЛ* помогают школьники и женщины
Ущерб от успешно проведенного теракта был бы очень значимым, с тяжелыми последствиями, которые могли надолго парализовать работу не только предприятия, но и многих важных направлений
В МВД Татарстана газете ВЗГЛЯД не стали раскрывать подробности дела о попытке совершить теракты на территории авиационного предприятия, сказав, что не станут выдавать в СМИ информацию в ином объеме, чем она была представлена в докладе министра. Отказались комментировать слова главы МВД и на самом предприятии.
«Вероятно, Артем Хохорин, говоря о выявленной группе радикалов, планировавших теракт на КАПО им. С. Горбунова, имел в виду историю с задержанием в октябре 2016 года жителя Казани Роберта Сахиева, о котором много писала пресса, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД казанский исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. – Как тогда сообщалось, Сахиев переписывался со своими единомышленниками, находившимися в Сирии на «джихаде», после чего решил устроить теракт на одном из авиационных заводов Казани. Он изготовил самодельное взрывное устройство, испытал его в безлюдном месте, но был вовремя выявлен и арестован. Поскольку министр говорит о группе, вероятно, Сахиев действовал не в одиночку, а с сообщниками».
В том, что за последние три года на территории Татарстана не происходили теракты, в отличие от бурного в этом плане периода 2010–2013 годов, эксперт видит «заслугу как силовиков, так и духовенства, и общества, и госструктур».
«Поверьте, у всех сторон сложилось общее понимание, что нетрадиционный ислам несет угрозу, – убежден Сулейманов. – Часть салафитских имамов из Татарстана уехали или лишились своих постов. Произошло это тихо и без шума. Немалую роль в снижении террористической активности в Татарстане играет и тот факт, что те, кто морально готов был взять в руки оружие, в массе своей покинули территорию республики, отправившись на «джихад» в Сирию. Часть из них уже погибла, те, кто вернулся, немедленно задерживаются и осуждаются, такие случаи были в 2014–2016 годах».
Исламовед подчеркнул, что татарстанские силовики понимают проблему исламского радикализма и умеют противостоять ей.
Мусульман оставили наедине с исламистами
Не так оптимистично настроен в отношении распространения исламизма в Татарстане востоковед, президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, о чем он рассказал газете ВЗГЛЯД.
«Несмотря на заметные успехи по борьбе с исламизмом в Татарстане, значительную часть местного муфтията (Духовного управления мусульман Республики Татарстан – прим. ВЗГЛЯД) составляют либо открытые, либо тайные приверженцы ваххабизма, – считает эксперт. – Эта идеология активно распространяется в Закамье, на территориях, граничащих с Башкирией, на юге и юго-востоке республики. Именно там допускаются публичные дискуссии о том, что бывают и «умеренные ваххабиты», с которыми можно вести диалог, и они имеют право открыто исповедовать свои взгляды. Именно оттуда, если смотреть по статистике задержаний, наибольшее количество народа отправляется воевать в Сирию либо в Ирак».
Гришин уверен, что пришедший на смену раненному террористами в 2012 году муфтию Татарстана Ильдусу Файзову Камиль Самигуллин стал вести политику с оглядкой на экстремистов, не пошел против них «с открытым забралом», напротив, он пытается умиротворить их, действуя как дипломат.
«Он был вынужден вести себя так, потому что государство не оказало ему поддержку, – убежден востоковед. – У нас МВД совсем не охраняет традиционное мусульманское духовенство, не делает этого даже на платной основе. Я считаю, что как в России в целом, так и в Татарстане в частности государство упустило важное направление работы с мусульманским населением, оставив его, по сути, один на один с радикалами. Что объясняется в том числе и нехваткой квалифицированных специалистов в этой области в органах федеральной власти».
Хотели парализовать работу стратегических направлений
Тем не менее при столь тревожной ситуации в Татарстане местным силовикам удалось пресечь попытку устроить теракты на Казанском авиационном заводе. Следует отметить, что это предприятие занимает особое место в системе ВПК России, выполняя заказы для ВКС и оборонного ведомства.
В частности, в прошедшую пятницу руководство предприятия доложило министру обороны России Сергею Шойгу о готовности перейти к серийному производству стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, отметив, что первый такой ракетоносец находится уже на этапе строительства. На данный момент на завод идет завоз необходимых комплектующих для сборки этих машин. Также представители предприятия отметили, что вскоре передадут военному ведомству Ту-214ОН, который используется в рамках международного договора «Открытое небо».
Помимо этого, казанский завод осуществляет ремонт и модернизацию стратегических ракетоносцев Ту-160, дальних бомбардировщиков Ту-22М3, а также выпускает самолет Ту-214 различных модификаций.
«Судя по всему, контрразведывательный режим на Казанском авиационном заводе выстроен грамотно, агентурно-оперативная работа ведется правильно, что позволило выявить намерения террористов на ранней стадии подготовки их преступного замысла, – поделился собственным видением ситуации с газетой ВЗГЛЯД генерал-майор ФСБ запаса, член Совета по внешней и оборонной политике России Александр Михайлов. – Безусловно, подобные предприятия, особенно цеха, где производится столь стратегически важная техника, являются объектом особого внимания и действий как внешних врагов – представителей иных государств, так и внутренних – террористических организаций. И ущерб от успешно проведенного теракта был бы очень значимым, с тяжелыми последствиями, которые могли надолго парализовать работу не только предприятия, но и многих важных направлений. Поэтому все силы государства направлены на сохранение режима секретности таких объектов и обеспечение их безопасности. Как правило, эту функцию совместно несут как органы собственной безопасности таких предприятий, так и МВД и ФСБ».
Михайлов предположил, что лица, намеревавшиеся совершить теракт на Казанском авиационном заводе, либо устроились работать туда специально для того, чтобы произвести теракт, либо это были специалисты предприятия, завербованные террористами.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ