Инцидент произошел утром. Автомобиль BMW седьмой модели сбил молодого человека (в сообщениях СМИ он фигурирует как 25-летний москвич Кирилл П.), пытавшегося перейти оживленный участок шоссе в районе Кутузовского проспекта. От полученных ранений пешеход скончался.
Автомобиль двигался с включенным проблесковым маячком и спецсигналом с соблюдением правил дорожного движения, со скоростью 70 километров в час
Довольно быстро появилось видео инцидента, на котором четко видно, что, к сожалению, виновен в аварии именно пешеход. Он, несмотря на то, что относительно недалеко имеется подземный переход, пытался, чтобы попасть в метро, пройти прямо по шоссе, даже не дождавшись, пока в движении появится интервал. Более того, подойдя к выделенной полосе, он бросился бежать прямо перед автомобилем, видимо, надеясь проскочить раньше.
Свидетель происшедшего, слушатель радиостанции «Говорит Москва», одной из первых обнародовавшей видеозапись ДТП, сообщил номер автомобиля АМР (А 607 МР) и рассказал, что сбитый человек – сотрудник ГИБДД.
«Это не соответствует действительности. Он не является ни сотрудником ГИБДД, ни вообще сотрудником полиции», – заявили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе МВД.
Очень скоро появилась информация, что автомобиль с данным номером числится за заместителем министра обороны Дмитрием Булгаковым. Оборонное ведомство довольно оперативно отреагировало на случившееся. Там подтвердили, что автомобиль действительно их. Как передает РИА «Новости», в пресс-службе Минобороны подчеркнули, что «автомобиль двигался с включенным проблесковым маячком и спецсигналом с соблюдением правил дорожного движения, со скоростью 70 километров в час».
При этом водитель оказал первую медицинскую помощь пострадавшему и вызвал ГИБДД. Какой-либо информации о владельце машины в Министерстве обороны не сообщили.
Зато стала известна информация о водителе. Life со ссылкой на свои источники утверждает, что за рулем ВMW был Сергей Козбаранов 1968 года рождения. Он длительное время работает водителем, однако, судя по данным издания, дисциплинированностью не отличается: неоднократно нарушал правила дорожного движения и подвергался штрафам за езду по выделенной полосе для общественного транспорта и нечитаемые номера. Впрочем, если судить по записи, в этом случае едва ли можно предъявить к нему какие-либо претензии.
Тем не менее факт остается фактом: выделенные полосы и проблесковые маячки, которые по мысли тех, кто их вводил, должны предотвращать дорожные происшествия с участием госслужащих, на практике вовсе не являются гарантией от ДТП.
Довольно часто машины высоких чиновников попадают в дорожно-транспортные происшествия, неизменно вызывающие общественный резонанс уже в силу фамилий людей, которые в них фигурируют. Статистика тут явно не в пользу ВИП-персон. «Рекордсменом» здесь на сегодняшний день является (во всяком случае, если судить по сообщениям СМИ) автомобиль министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского. Он попадал в аварию три раза за последние полгода. 4 июля автомобиль министра задел другую машину, выезжая с Рублевского шоссе (оба авто получили незначительные повреждения). 8 апреля он столкнулся на Тверской улице с такси, которое, по сообщению СМИ, ссылающихся на правоохранительные органы, не уступило дорогу машине с проблесковыми маячками. А в декабре прошлого года автомобиль министра столкнулся с автомобилем Ford Focus, нарушившим правила дорожного движения. В аварии никто не пострадал.
Впрочем, и кровавых исходов ДТП с участием высокопоставленных чиновников хватает. Так, 13 апреля этого года в Прикубанском районе Карачаево-Черкесии автомобиль министра сельского хозяйства Умара Биджиева столкнулся с «Жигулями». Два человека погибли. Министр был госпитализирован. Как передает ТАСС, правоохранительные органы сделали вывод, что виновен в случившемся водитель «Жигулей», выехавший на встречную полосу.
Кутузовский проспект, к сожалению, заслуженно пользующийся славой одной из самых опасных трасс столицы, также не раз становился ареной трагических дорожных происшествий с участием машин высокопоставленных персон. Самое громкое из них произошло 19 декабря 2013 года. В нем погиб вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев. Он был за рулем автомобиля, который столкнулся лоб в лоб с микроавтобусом. Машины перевернулись, микроавтобус загорелся, и в него врезались еще три иномарки. Погибло пять человек, в том числе Махачев.
Традиционно после ДТП с участием ВИП-персон в обществе и органах власти начинают обсуждать две идеи. Первая из них заключается в сокращении числа лиц, которые могут рассчитывать на привилегии на дорогах (среди таковых чаще всего упоминаются проблесковые маячки). На это обычно идут возражения, что круг лиц, которым они положены, и так ограничен и постоянно ограничивается. «Тем не менее я считаю, что некоторым ведомствам мигалки вообще не нужны, во всяком случае они могут без них обойтись, – высказал свое мнение в беседе с газетой ВЗГЛЯД вице-председатель Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов. – Мигалки ведь действуют на машинах, которые не имеют специальной окраски. Что мешает, скажем, тому же министерству обороны завести специальную раскраску?» Пока, однако, чиновники предпочитают мигалки.
Вторая обсуждаемая идея обычно заключается в ужесточении мер воздействия на тех лиц, по чьей вине случаются ДТП. В случае с нынешним происшествием на Кутузовской – пешеходов, которые переходят дорогу в неположенном месте. Но и эта идея, как считает Холодов, трудно реализуема на практике. «У пешеходов за переход дороги в неположенном месте сейчас штраф небольшой – триста рублей всего, – сказал он. – Понятно, что на практике полицейский не будет заниматься таким нарушителем, особенно если у того документов с собой нет: ведь его в участок надо тащить, с рабочего места уходить, и все ради чего? Ради копеечного штрафа?» По мнению Холодова, полицейские действительно не будут смотреть сквозь пальцы на нарушения пешеходами правил дорожного движения, если «будет какой-то сумасшедший штраф – тысяч тридцать, скажем». Но и в этом случае данная мера будет работать разве что в Москве. «А страна за МКАДом не кончается: там, где мало зарабатывают, большие штрафы просто не будут платить», – резюмирует он.
Следовательно, в нынешних условиях к ВИП-авариям придется подходить с той же меркой, что и к обычным дорожно-транспортным происшествиям, причины которых всякий раз бывают разными, зачастую случайными или связанными с особенностью места, где они происходят.