Вслед за Госсоветом Татарстана, который накануне поддержал поправки к Семейному кодексу, осложняющие процедуру разводов в стране, тему начали комментировать и в Москве.
Я готова поддержать эту законодательную инициативу в первом чтении
Экс-глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, а ныне первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству Елена Мизулина заявила, что поддерживает разработанный депутатами парламента Татарстана проект поправок в Семейный кодекс.
«Я готова поддержать эту законодательную инициативу в первом чтении. При этом, вероятно, ко второму чтению в Думе придется поправить отдельные положения, но в любом случае этот вариант поправок нужно выносить на обсуждение», – приводит ее слова РИА «Новости».
Сенатор отметила, что речь не идет о «каких бы то ни было запретах» разводов, а лишь о том, чтобы у некогда близких людей было время на то, чтобы еще раз все обдумать. «Мы должны исключить ситуацию, при которой развод становится поспешным, необдуманным решением, принятым в пылу обиды», – сказала она.
Мизулина напомнила, что в первоначальном законопроекте, направленном в Госдуму на нулевое чтение, содержался и запрет для мужа требовать развода, пока ребенку не исполнится три года. Однако этот вариант вызвал неоднозначную реакцию. Сама Мизулина также указывала, что подобная инициатива Татарстана может уменьшить число вступающих в брак.
В комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей пока официально не озвучили свою позицию по данному вопросу. Глава комитета Ольга Епифанова была недоступна для комментариев. Однако ее пресс-секретарь Екатерина Протопопова дала понять, что Епифанова в целом разделяет точку зрения Мизулиной по данному вопросу.
Поправки предусматривают увеличение минимального срока на расторжение брака сразу в три раза – с одного месяца до трех с момента подачи заявления. В этом случае речь идет о расторжении брака в судебном порядке и при взаимном согласии супругов. При этом суды будут обязаны назначать дополнительные примирительные процедуры, если в семье есть несовершеннолетние дети, а один из супругов не готов к расставанию. В этом случае суд будет обязан откладывать разбирательство на срок до шести месяцев. Сейчас суды лишь вправе принимать такие решения.
Также депутаты из Татарстана настаивают на исключении возможности расторгнуть брак в суде заочно («без выяснения мнения другой стороны»).
Заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ имени Ломоносова, член совета при президенте России по реализации нацпроектов Анатолий Антонов в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что очень важно не «наказывать», а «стимулировать». Если бы в законе прописали некие штрафные меры для людей, которые собираются развестись, он бы никогда его не поддержал и считал бы в целом вредным.
Но если речь идет о том, чтобы дать людям еще какое-то время для того, чтобы принять решение, это правильный подход, полагает Антонов. Особо специалист остановился на влиянии этого вопроса на детей.
«Желательно, чтобы в законе прямо было прописано, что эти дополнительные меры предпринимаются в интересах детей. Понимаете, в России и вообще во всех развитых государствах наблюдается в последнее время кризис семьи как института. А развод – это прежде всего удар по детям. Потому что на первое место в большинстве семей выходят, я бы сказал, сексуально-брачные взаимоотношения супругов, родительские же обязанности отступают на второй, на третий план. Это плохо. Сексуального партера всегда можно заменить, это свойственно людям. А вот заменить родителей, семью уже гораздо сложнее и больнее», – объяснил он.
Эксперт надеется, что благодаря новому закону при разводах будут введены дополнительные и бесплатные примирительные процедуры с участием психологов, социальных работников, потому что «и государство заинтересовано в сохранении семьи».
Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты России Юлия Зимова рассказала газете ВЗГЛЯД, что институт медиаторов, призванных мирить не согласных друг с другом людей, в России, в принципе, уже существует. И в целом подобная практика – это хорошо.
Но есть и сложные случаи: «Если, например, развод происходит в семьях, где есть несовершеннолетние дети, в дело вступает опека. И, конечно, она может даже усугубить примирение сторон, когда начнется дележ одного ребенка, другого ребенка и т. д. Наверное, институт медиации, примирения нужно и дальше развивать, и инициатива татарского госсовета мне тоже кажется правильной», – сказала она.
Вместе с тем увеличение срока разводов может быть полезным не в 100% случаев. «Не скажу, что часто, но бывает, что, например, женщина разводится, уже будучи в положении, и собирается срочно выйти замуж за другого человека, чтобы родить ребенка уже в браке с ним. Но если мы увеличим бракоразводный процесс по времени, это может негативно сказаться и на этой женщине, и на ее ребенке, который родится в браке с другим человеком», – отметила Зимова.
По ее словам, подобные нюансы необходимо будет прописать ко второму чтению законопроекта.
Согласен с членом ОП и Анатолий Антонов. Он бы тоже сделал исключения для ряда категорий граждан. К примеру, для членов семей алкоголиков, наркоманов, преступников. Понятно, что с такими людьми развод не должен проходить дольше или сложнее, чем даже сейчас.
Эксперт также прокомментировал авторство обсуждаемого законопроекта, то, что инициатива родилась в преимущественно мусульманской республике – Татарстане. По словам Антонова, это не имеет никакого значения и религиозный фактор не должен играть никакой роли.
«Рождаемость сейчас сокращается везде. В Башкирии или Татарстане она уже такая же, как в Москве или Петербурге. Скажу больше, даже весь арабский Восток сталкивается сегодня с кризисом института семьи. У меня были сирийские аспиранты, я знаю ситуацию там. Если раньше в странах Азии и Африки на одну женщину приходилось по шесть–семь детей, то сегодня это в среднем 2,8 ребенка. Поэтому никакой дифференциации по национальному, религиозному признаку в законодательстве о разводах быть не может», – заключил он.
Инициатором поправок к Семейному кодексу выступил глава Татарстана Рустам Минниханов, отмечает Pro Kazan. Еще летом прошлого года на приеме, посвященном чествованию семей республики, глава региона заявил, что «недопустимо принимать скоропалительные решения» при разводах, и выступил за ужесточение этой процедуры.
При этом ранее общественники в Татарстане предлагали еще более жесткие условия – запретить разводиться до совершеннолетия детей. Но такие изменения внесены не были.
В итоге большинство татарстанских парламентариев поддержали направление в Госдуму соответствующих поправок к Семейному кодексу. Но были и противники. Так, член депутатской группы «Татарстан – новый век» Николай Рыбушкин напомнил поговорку «насильно мил не будешь» и предположил, что «ошибка не потому, что быстро разводятся, а потому, что быстро женятся». «Может, нам, наоборот, увеличить срок заключения брака? Не месяц, а год пусть думают?» – пошутил он, но не встретил поддержки у коллег.
Добавим, что в сентябре 2013 года в России уже обсуждалась идея на государственном уровне усложнить процедуру развода. Для этого сенаторы предлагали увеличить соответствующую пошлину до 30 тыс. рублей. Однако инициатива не нашла широкой поддержки. Глава правительства Дмитрий Медведев также призывал взвешенно рассматривать эту идею и обсудить ее со всеми экспертами и общественниками.
При этом из опроса газеты ВЗГЛЯД, посвященного этой идее, следует, что более 65% читателей подобную меру не одобрили, четверть пользователей отмечали, что никаких результатов от ее введения ждать не стоит.