«Русский хакер»
Сказать, что Россия – Мекка мирового хакерства, нельзя
Окружной суд американского города Атланта (штат Джорджия) приговорил россиянина Александра Панина к 9,5 годам тюремного заключения, признав виновным в создании компьютерного вируса.
Сообщника россиянина – алжирца Хамзу Бенделладжи – приговорили к 15 годам тюрьмы, передает ТАСС со ссылкой на заявление министерства юстиции США.
Еще в январе 2014 года сообщалось, что гражданин России Александр Панин признал себя виновным в создании вредоносной программы SpyEye, предназначенной для сбора с зараженных ею компьютеров финансовой информации и паролей, необходимых для доступа к банковским счетам. В США его обвинили в проникновении в компьютерные сети 253 финансовых учреждений.
26-летний программист Панин был арестован летом 2013 года.
Два года назад «Коммерсант» сообщал, что подозреваемый россиянин является уроженцем Твери. Его арестовали в международном аэропорту Атланты во время пересадки на рейс в Доминиканскую Республику.
Троянская программа SpyEye, создание которое приписывается россиянину, позволяла в автоматическом режиме похищать личные данные владельцев компьютеров, включая пароли, пин-коды и номера кредитных карт. При этом преступники могли дистанционно контролировать работу зараженного компьютера, отдавая команды на перевод денег. Всего, по данным следствия, вирусом было заражено более 1,4 млн компьютеров в США и других странах.
Следствие утверждало, что в 2009 году Панин, известный на хакерских форумах под ником Грибодемон, вступил в сговор с гражданином Алжира Хамзой Бенделладжем, пользовавшимся именем Bx 1. После недолгих переговоров партнеры начали продажу вирусных программ. Стоимость различных версий составляла от 1 до 8,5 тыс. долларов.
Одной из главных мишеней хакеров стали банковские счета в США. Общий ущерб от их деятельности американцы оценили в 120 млн долларов. Ряд экспертов высказывали мнение о том, что Панин может быть осужден на пять лет тюрьмы. Приговор также ожидался значительно более скорым. Но в итоге суд принял решение только сейчас и срок заключения составил 9,5 лет.
Не лучше и не хуже других
Координатор проектов РОЦИТ в сфере цифровой безопасности Урван Парфентьев в комментарии газете ВЗГЛЯД остановился на правовой основе осуждения в США «русских хакеров».
«Общемировая практика такова, что киберпреступник может преследоваться законом не только там, где проживает, но и по месту нанесения вреда. Если бы вред был нанесен на территории Российской Федерации, его могли бы преследовать по российским законам наши правоохранительные органы. Если пострадали люди или объекты на территории США, то американцы имеют право судить того, кто совершил там преступление. Вне зависимости от того, откуда исходили атаки. Таким образом, в случае, если вина хакера была доказана, если были соблюдены все правовые процедуры при его задержании и судебный процесс прошел по всем правилам, сложно подвергать приговор сомнению», – отметил он.
Говоря о конкретной форме наказания и сроке тюремного заключения, Парфентьев отметил, что это дело суда, который принимает во внимание количество эпизодов, число атакованных объектов и степень доведенности преступления до конца и объемы причиненного ущерба.
При этом специалист рассказал, что в мире российские хакеры – далеко не единственные и даже не самые многочисленные. В последнее время, к примеру, киберугрозы чаще всего исходят из Юго-Восточной Азии и, прежде всего, из Китая.
«Сказать, что Россия – Мекка мирового хакерства, нельзя, – подчеркнул Парфентьев. – Но и говорить, что в России не развиты экономические преступления, связанные с кибертехнологиями, тоже нельзя. И у нас, и на всем постсоветском пространстве довольно много технически подготовленных людей, часть из которых направила усилия в незаконное русло. Ну а выбирая объекты для своих атак, они, естественно, руководствуются тем, где лежит больше денег».
Глобальные противоречия
Между тем политолог, советник Российского фонда развития высоких технологий Николай Димлевич увидел в «деле Панина» и другую проблему. По его словам, вся система международной информационной безопасности несовершенна. Она имеет два главных изъяна.
Первый – США, Евросоюз, Китай и Россия имеют собственное национальное законодательство в отношении киберпреступлений, и у каждой страны оно разное. Одного и того же человека за одно и то же действие в одном месте будут считать преступником, а в другом – нет.
«Эту проблему сейчас пытаются решить на уровне ведущих стран мира. То есть необходимо свести к единому знаменателю все виды преступлений в киберпространстве», – сказал он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Второй изъян в том, что в отсутствие единого понимания киберпреступлений и единых законов США заявляют о своей единственно правильной точке зрения в этой сфере. Более того, их влияние выходит далеко за пределы границ Штатов.
«Например, страны Бенилюкса – Бельгии, Голландии и Люксембурга – свое киберпространство полностью отдали под защиту Агентства национальной безопасности (АНБ) США. И в большинстве других случаев Вашингтон также берет на себя право трактовать те или иные действия в сфере киберпространства по-своему, задерживает и судит людей в разных точках мира, опираясь лишь на свое национальное законодательство», – отметил Димлевич.
Причем американское законодательство позволяет задерживать людей в разных странах, даже не имея «железных» доказательств их вины, для подобных действий достаточно лишь подозрений правоохранителей из США. В итоге люди разных национальностей оказываются в Штатах и получают значительные тюремные сроки.
Напомним, обвинения в адрес «российских хакеров» в США высказывают регулярно. Этих людей периодически ловят в разных странах мира по запросу Вашингтона.
В декабре прошлого года в Израиле был задержан петербуржец Алексей Бурков. В США его заподозрили во взломе платежных терминалов. Причем некоторые эксперты высказывали мнение, что его выезда из России дожидались специально, чтобы провернуть эту операцию. Подобные задержания «стали хроническими», отмечали тогда же в МИД России.
В июле 2014 года американские спецслужбы задержали на Мальдивах сына депутата Госдумы Валерия Селезнева Романа. В США его называют одним из самых опасных киберпреступников и утверждают, что в криминальном мире тот имел псевдоним Track2. Отец арестованного рассказал свою версию причин похищения. По данным парламентария, за его сыном американские спецслужбы начали слежку после теракта в Марокко, в котором тот пострадал несколько лет назад.
За месяц до задержания Селезнева американцы обвинили другого гражданина России – Евгения Богачева – в создании сети зараженных компьютеров под названием Gameover Zeus, которую они назвали «самым сложным и вредным ботнетом, который они когда-либо встречали».
В августе 2013 года в аэропорту Барселоны по запросу США был задержан 20-летний житель Петербурга Дмитрий Белороссов, также подозреваемый в кибермошенничестве.