История с избиением воспитанников Рефтинского специального профессионально-технического училища закрытого типа для подростков с девиантным поведением стала ближе к развязке. Следственный комитет РФ привлек к уголовной ответственности заместителя директора по режиму С. Бакшаева, на которого указали дети, подвергавшиеся физическому насилию. Как сообщается на сайте СК, он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных п. «а», «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание в отношении двух или более несовершеннолетних лиц) и п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия или угрозой его применения).
Когда я спрашивала, за что вас бил этот человек, дети говорили: он мог просто потребовать, где телефон, они отвечали, что нет телефона, и он начинал избиение
По версии следствия, в период с февраля 2014 года по ноябрь 2015 года Бакшаев и иные неустановленные лица, находясь на территории учреждения, причиняли физические страдания несовершеннолетним воспитанникам училища путем систематического нанесения побоев.
В настоящий момент уголовное дело передано для расследования в первый отдел по расследованию ОВД, сформирована следственная группа. Расследование находится на личном контроле руководителя следственного управления СК России по Свердловской области.
Факты насилия были выявлены благодаря участию члена СПЧ, председателя координационного совета Союза добровольцев России Яны Лантратовой. «Через социальные сети ко мне обратилось несколько жителей Свердловской области с просьбой взять ситуацию под личный контроль СПЧ», – сообщала она.
К Лантратовой обратилась девушка, которая попросила не называть ее имя в целях безопасности. Информацию она сообщила через социальные сети (орфография и пунктуация сохранены). «У меня друг находится в СПТУ 1 поселка Рефтинский Свердловская область. Понятно что он виноват, но он искренне стремится исправить ситуацию он не когда не придерживался криминальных понятий, а в училище это насаждает сотрудник администрации отвечающий за охрану или режим я точно не могу сказать. Он делает это специально чтобы контролировать ребят. Все эти АУЕ и прочие есть в этом училище и поддерживаются этим сотрудником. Несогласных могут увезти в отделение и там макают в унитаз. Правда это или вымысел я точно сказать не могу но он (имя ребенка удалено) бы врать не стал. Из за этого сотрудника два раза был бунт в 11 году и в 15 в декабре. Директор обещал его уволить но все по прежнему как, и было».
«Он сказал что его пока режим не трогает по тому что он с физ-руком дружит, но они его всяко провоцируют что бы возбудить против него уголовное дело. Хотя этот старший режимник сам ведет себя как бандит. (Имя ребенка удалено) собрался в армию и стал заниматься спортом а этот сотрудник стал обзывать его «красным» и натравливать на него ребят».
О том, как продвигается расследование, Лантратова рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Яна Валерьевна, как вы узнали об этом случае, кто к вам обратился?
Яна Лантратова: У нас есть в рамках поручения президента организация «Неделя общественного контроля» в регионах России. Совет по правам человека выезжает в регионы с мониторингом ситуации. Я возглавляю постоянную комиссию СПЧ по общественному контролю и в первую очередь занимаюсь как раз мониторингом социальных учреждений. Также в каждом регионе, в 77 регионах страны, есть отделения моей организации «Союз добровольцев России». Последняя информация ко мне поступила от регионального отделения союза в Свердловской области, а также от разных жителей региона через социальные сети. Все они говорили о фактах жестокого обращения с детьми.
ВЗГЛЯД: Потом вы поехали на место происшествия?
Я. Л.: Да, я выехала в регион, в это спецучреждение – Рефтинское специальное профессионально-техническое училище закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Пригласила с собой представителей центрального аппарата Следственного комитета. Для понимания: некоторое время назад я вскрыла похожую историю в Забайкальском крае, тоже жестокие издевательства над детьми. Всего по всей России у меня сейчас семь подобных историй.
А когда я приехала в Свердловскую область, ко мне пришли дети и воспитатель. На данный момент есть информация по 16 детям, из которых с шестью я общалась лично. Они рассказывают об избиениях, насилии, битье головой об пол, ударах боксерскими перчатками в живот и голову. Дети теряли от этого сознание. И, по их словам, над ними издевались пятеро взрослых сотрудников учреждения во главе с одним мужчиной, на которого сейчас заведено уголовное дело.
ВЗГЛЯД: Кто он, что о нем известно?
Я. Л.: У него прослеживается интересная связь с МВД. Ранее он служил в этом ведомстве, и у него, судя по всему, остались связи там. Потому что, когда дети написали заявление в отделении полиции, уже там, в отделении, как они говорят, им угрожали.
ВЗГЛЯД: Что с остальными четырьмя?
Я. Л.: Вопрос находится на контроле. Мы передали всю информацию Следственному комитету, против одного возбуждено дело. Четверо временно, насколько я знаю, отстранены от выполнения своих обязанностей. В этой истории еще предстоит дополнительно разобраться. Завтра я снова буду там, и посмотрим, что происходит.
ВЗГЛЯД: Что говорят подростки о том, почему их били? Из-за того, что не слушались, без всякой причины?
Я. Л.: Нет, это просто методы такие садистские. Когда я спрашивала, за что вас бил этот человек, дети говорили: он мог просто спросить, где телефон, они отвечали, что нет телефона, и он начинал избиение. Или ты соглашался сдавать кого-то из друзей за якобы совершенный проступок, или тебя опять же избивали. Просто он так издевался. А потом клал детей с синяками в специальный изолятор, чтобы синяки сошли и не оставалось следов.
Центральный аппарат Следственного комитета уже контролирует ситуацию, они нам очень помогли, так же как аппарат уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Глава СПЧ Михаил Федотов до этого написал обращение на имя главы СК Александра Бастрыкина. Надеюсь, что все виновные понесут наказание.