Новые вещества
Профессионалы из этой службы понимают, что производители новых веществ постоянно меняют форму наркотиков, чтобы не попасть в списки
В действующих статьях 23 и 63 Уголовного кодекса России под опьянением понимается состояние, вызванное употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, а в статье 264 УК – употребление лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, а также наркотических средств и психотропных веществ, говорится в сообщении на сайте правительства России.
Однако Кабмин решил сделать более полным перечень категорий веществ, наличие которых в организме говорит о том, что человек пьян, поддержав соответствующий законопроект.
Согласно документу, предлагается распространить действие положений перечисленных статей 23 и 63 УК на психотропные вещества или аналоги наркотических и психотропных средств, а также новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Кроме того, в пункте 2 примечаний к статье 264 УК предлагается дополнить перечень аналогами наркотических и психотропных веществ, а также новыми потенциально опасными психоактивными веществами.
Добавим, что затронутые в проекте закона статьи Уголовного кодекса говорят об ответственности в связи с опьянением преступников и водителей на дорогах. Статья 23 касается уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, статья 63 посвящена обстоятельствам, отягчающим наказание, наконец, статья 264 – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
В официальном отзыве на сайте правительства говорится, что Кабмин поддерживает проект федерального закона. Перечня конкретных веществ, которые дополнительно попадут под запрет, на сайте правительства нет.
Газета ВЗГЛЯД обратилась за разъяснениями к внесшему законопроект депутату Госдумы от фракции «Единая Россия» Илье Костунову.
«Вносимые изменения в Уголовный кодекс обязывают дать на них заключение правительства и Верховного суда. Положительное заключение Кабинета министров у нас уже есть. Надеюсь, будут и остальные, а в конце концов закон будет принят Государственной думой», – пояснил депутат.
По его словам, главными правовыми последствиями соответствующего закона будет включение аналогов наркотиков и потенциально опасных веществ, в простонародье называемых спайсами и солями, в перечень веществ, употребление которых признается отягчающими обстоятельствами при совершении преступлений.
Что касается конкретных наименований наркотиков, Костунов отметил, что составление подобных списков – прерогатива ФСКН. «Согласно федеральному законодательству, они регулярно обновляют и дополняют этот список, в котором сейчас несколько сотен позиций. Туда может быть включено ФСКН любое вредное вещество, и если в течение года оно не будет признано наркотиком, оно из списка исключается. В целом это, конечно, компетенция Госнаркоконтроля. Профессионалы из этой службы понимают, что производители новых веществ постоянно меняют форму наркотиков, чтобы не попасть в списки. У ФСКН много работы», – резюмировал он.
«Нашим наркологам сложно за ними угнаться»
Завотделением Московского научно-практического центра наркологии Дмитрий Кубарев заявил газете ВЗГЛЯД, что сейчас создается масса всевозможных химических препаратов. «И я в принципе поддерживаю решение правительства включать вновь появляющиеся в списки, вносить соответствующие изменения в Уголовный кодекс», – отметил он.
По словам Кубарева, всем понятно, что, например, по вине водителей, находящихся в «измененном состоянии», происходит гораздо больше аварий, приводящих к трагическим последствиям.
Говоря о том, какие вещества он бы сам включил в списки, отягчающие вину правонарушителя или преступника, эксперт отметил, что это были бы так называемые дизайнерские наркотики. «С помощью экспресс-экспертизы крайне сложно определить их наличие в крови человека, остановленного на дороге. И наша диагностическая беспомощность приводит к тому, что нарушитель, принимающий подобные вещества, практически не несет за это ответственности», – рассказал он.
Говоря о «новых потенциально опасных психотропных веществах», Кубарев отметил, что создатели тех же дизайнерских наркотиков выдают по одному новому веществу едва ли не раз в неделю. «Нашим наркологам сложно за ними угнаться. Но ученые работают, и рано или поздно появятся и более совершенные средства диагностики, все равно что-то будет делаться для того, чтобы выявлять запрещенные препараты», – отметил он.
Говоря об аналогах наркотических веществ, фигурирующих в законопроекте, Кубарев предположил, что речь может идти о прекурсорах – ряде сильнодействующих лекарственных средств, которые имеют эффект, схожий с тем, что дают обычные наркотики. «К примеру, есть наркотик героин, а есть медицинский препарат трамал. Это не морфин, но тоже далеко не безобидное средство. Встречается у наших пациентов и зависимость от трамала. Конечно, в законодательстве нужно подробно прописывать, в каких случаях и что будет считаться наркотиком. Здесь нужно подходить дифференцированно. Одно дело, когда вещество тебе назначено по медицинским показателям, по рецепту для лечения смертельного заболевания, и совсем другое – когда у тебя зависимость и ты покупаешь его на черном рынке», – заключил он.
Государство должно протянуть «гуманную руку помощи»
Член Общественной палаты России, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия», председатель координационного совета по защите граждан Российской Федерации от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев рассказал газете ВЗГЛЯД, что решение правительства абсолютно правильное.
«Особенно в части аналогов запрещенных средств – речь идет о так называемых прекурсорах и гибридных формах наркотиков. Они обновляются чуть ли не ежедневно в зависимости от успешности действий против них наших контролирующих органов: ФСКН и МВД. И, конечно, проблема существует. На сегодняшний день состояние опьянения – это не только алкоголь, но и, к сожалению, попадаются водители под воздействием психотропных веществ. Считаю, что ответственность за употребление синтетических наркотиков должна быть четко регламентирована. Государство должно очень профессионально и своевременно реагировать на появление новых угроз и вносить их в соответствующие списки. А нынешний шаг правительства говорит о том, что там понимают, что происходит, грубо говоря, на наших улицах», – рассказал он.
Кроме того, эксперт призвал помимо четкого описания перечня запрещенных веществ и ответственности за их употребление дополнительно указывать, что делать с такими людьми дальше, как их лечить. «Помимо строгого наказания, государство должно протянуть таким людям и «гуманную руку помощи» в виде реабилитационных программ и т. д.», – пояснил Хамзаев.
Сравнивать «наркотизацию» российских водителей и правонарушителей с зарубежными странами он не стал, отметив лишь, что «если в нашем формате мышления соответствующие законопроекты со стороны органов исполнительной власти выглядят как некое новаторство, хотя проблема существует давно, во многих других странах все это уже не ново. Мы пока, к сожалению, в лучшую сторону в этом смысле не отличаемся. Нет ни одного региона Российской Федерации, где не было бы проблем с алкоголизмом и наркоманией», – заключил он.
Борьба с пьянством и наркоманией
Особенно опасно, конечно, употребление алкоголя, наркотиков и психотропных веществ за рулем.
Если смотреть зарубежную практику, в США, к примеру, ответственность за вождение в нетрезвом виде зависит от штата, в котором оказался нарушитель. Во Флориде первое задержание грозит человеку арестом до полугода и штрафом до тысячи долларов, а после четвертого нарушения водителя ждет уже пожизненное лишение прав, 5 тыс. долларов штрафа и тюрьма сроком до пяти лет, передает ТАСС.
Во Франции тюремный срок и размер штрафа зависят от уровня опьянения. Штрафы разнятся от 135 евро до 150 тыс. евро и 10 лет тюрьмы, если пьяный водитель устроил ДТП с жертвами.
В Германии водитель со стажем, впервые задержанный за вождение в пьяном виде, заплатит 500 евро и лишится прав на месяц. При последующих нарушениях в зависимости от степени опьянения сумма штрафа может вырасти уже до 3 тыс. евро, возможно лишение прав на срок до года. Кроме того, государство обяжет такого водителя пройти платные курсы по безопасности дорожного движения.
В России одновременно борются с бюрократией при получении водительских документов. Недавно потерявших права водителей освободили от получения медсправки. С другой стороны, все последние годы идет непрекращающаяся борьба с пьянством за рулем.
Напомним, с 1 июля прошлого года вступил в силу ряд нововведений, касающихся российских водителей. В частности, гражданам, повторно пойманным за рулем в нетрезвом виде или повторно отказавшимся от медосвидетельствования, полагается теперь не административное, а уголовное наказание – следующие два года они могут провести в колонии.
В августе прошлого года вице-премьер Игорь Шувалов предложил изымать автомобили у такого рода людей.
В июле президент России Владимир Путин сделал обязательным тестирование на наркотики для транспортных работников.