Как сообщает ГУ МВД России по Москве, в понедельник утром двое мужчин ворвались в фитнес-клуб на улице Крылатские Холмы, связали строительными пластиковыми стяжками находившегося там администратора, вытащили из сейфа более 130 тыс. рублей, после чего скрылись.
В России невозможно представить ситуацию, аналогичную американской, когда бы пацана расстреляли за пластмассовый автомат – у нас даже за настоящий не расстреляли бы
Правоохранителям довольно быстро удалось выйти на след грабителей. Одним из подозреваемых стал 45-летний москвич Кирилл Луньков, проживавший на втором этаже дома № 22 по улице Ельнинской. Полицейские хотели провести обыск на квартире этого гражданина, но тот им не открыл. Тогда они позвали на помощь двоих работников ГБУ «Жилищник», которые отперли дверь при помощи лома. В ответ Луньков открыл по ним огонь – по предварительным данным, из карабина «Сайга» (переделанный в гражданское оружие вариант автомата Калашникова) и травматического пистолета «Оса».
Встретил выстрелами
Преступнику удалось ранить пятерых человек. По данным МК, самые тяжелые ранения получили 29-летний коммунальщик Максим Чумак, у которого поврежден позвоночник, задет спинной мозг, и 35-летний полицейский Анатолий Иванушкин, получивший ранения в области живота. Другой полицейский – 22-летний Владимир Шелепнев – получил открытую рану бедра, а 39-летний коммунальщик Павел Роженюк – ранение ноги. О пятом пострадавшем ничего не сообщается.
Расстреляв гостей, Кирилл Луньков покинул квартиру, поднялся на седьмой этаж к пожилой соседке, где забаррикадировался, взяв женщину в заложницы. По данным ТАСС, сотрудники полиции и Росгвардии были готовы к штурму квартиры. С преступником велись переговоры. Однако штурмовать жилище не пришлось, Луньков застрелился из того же оружия, из которого расстрелял полицейских и коммунальщиков, заложница была освобождена.
«На мой взгляд, поведение грабителя однозначно свидетельствует о том, что он бы невменяем, – поделился своим экспертным видением ситуации с газетой ВЗГЛЯД генерал-лейтенант милиции, генерал-майор ФСБ, доктор юридических наук Александр Гуров. – По опыту своей работы могу сказать, что когда подобных грабителей приходят брать, то они, как правило, говорят: «Все, начальник, сдаюсь». Зачем себе срок добавлять? Тут же очевидно, что уйти не удастся. Поэтому я делаю вывод, что преступник либо был нездоров психически, либо находился под действием алкоголя или наркотиков. Опять же вопрос, если он невменяем, то откуда у него взялось оружие? Это наводит на мысль, что он мог быть участником какого-нибудь криминального сообщества. Возможно, совершенный грабеж – не единственный грех, который числится за ним».
Человек со справкой и долгами
Чуть позже, как сообщило ГУ МВД России по Москве, полицейскими был задержан и второй подозреваемый в налете на фитнес-клуб – 26-летний житель Тверской области. Подозреваемого взяли по месту временного проживания, в доме на Полоцкой улице.
При этом данные столичных СМИ частично подтверждают предположения Гурова о психическом нездоровье Лунькова. Так, КП удалось узнать о том, что взявший заложницу жил в квартире, которая осталась ему в наследство от тетки, он был разведен – жена, поскольку мужчина регулярно избивал ее, ушла, забрав несовершеннолетнюю дочь. По словам соседей, у него была справка о том, что он состоял на учете у психиатра, при этом он регулярно ругался с ними из-за того, что жег в подъезде какие-то дымовые шашки. А в ограбленный впоследствии фитнес-центр ходил на протяжении трех лет, посещая занятия по тайскому боксу.
По одним данным, Луньков нигде не работал, по другим – иногда подрабатывал таксистом. При этом в базе УФССП он числился как злостный должник, с общей задолженностью около 5 млн рублей перед ГБУ «Жилищник» и Мосэнергосбытом, за неуплату кредитов банкам, а также неоплату штрафов за неправильную парковку.
Беззащитные полицейские
«Конечно, этот человек был явно психически неадекватен, – заявил газете ВЗГЛЯД и председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции» Михаил Пашкин. – Поэтому сотрудники и пострадали, поскольку никак не ожидали подобного приема. Они шли на обыск с постановлением, но ненормальный встретил их выстрелами – от такой ситуации никто не застрахован».
В то же время, по мнению Пашкина, произошедшее лишний раз заставляет задуматься о слабой защищенности сотрудников российской полиции:
«Мы в профсоюзе уже поднимали вопрос по поводу того, что в России разработаны бронежилеты для скрытого ношения, идеально подходящие сотрудникам правоохранительных органов, которые полицейские так и не получили. Второй класс защиты, полтора килограмма веса. Как раз для таких вот оперов – взял да пошел работать. Не сковывает движений, не тяжело, не заметно, зато защита есть. Но их, повторюсь, наши опера даже и не видели. Что красноречиво показывает, как наше МВД не заботится о своих сотрудниках».
«Когда я был милиционером, то, не поверите, наиболее безопасно чувствовал себя именно тогда, когда при мне не было оружия, – вспоминает Александр Гуров. – Потому как если достал пистолет – это уже означало применение, а если выстрелил – целое ЧП. Пределы необходимой обороны в нашем законодательстве отработаны не очень хорошо. Например, трудно представить, чтобы в США при встрече с преступником-психопатом пострадало бы столько полицейских. Потому что по их закону именно полицейский определяет общественную опасность деяния, а у нас – закон и судебная власть. Поэтому-то столь велико количество пострадавших и погибших при исполнении сотрудников. За последние двадцать лет – шесть тысяч человек только погибших. И, конечно, у нас невозможно представить себе ситуацию, аналогичную американской, когда пацана расстреляли за пластмассовый автомат – у нас даже бы за настоящий не расстреляли бы».