Мэр Мурманска Алексей Веллер обвинил украинских беженцев, поселившихся на территории города, в попытке шантажировать власть, передает мурманский портал FlashNord.
То, что им предоставляют возможность проживания в общежитии, находиться в Российской Федерации на льготных условиях, – это и так большая гуманитарная помощь со стороны России
«Им неоднократно предлагалось разместиться в других условиях. Городская власть никогда не пойдет на ущемление интересов горожан, которые десятилетиями ждут очереди на квартиры, отдавая квартиры беженцам. Мы для беженцев решаем вопросы иначе. Не получится шантажировать ни власть города Мурманска, ни власть Мурманской области. Никто никого на улицу не выгонит, но и сесть на шею никому не будет позволено», – пообещал Веллер в эфире мурманского телевидения.
В 2014 году губернатор Мурманской области Марина Ковтун больше всех своих коллег из других регионов зазывала беженцев из Новороссии: «Чем больше людей приедет, тем лучше. Мы должны оказать им хороший прием и окружить их заботой. Надо работать так, как если бы это касалось кого-то из наших близких родственников», – говорила она.
На сайте правительства региона сообщалось, что по поручению Ковтун в Ростовскую область специально ездил главный врач Печенгской центральной районной больницы Николай Полудненко. После этого по меньшей мере 16 человек из пунктов временного пребывания беженцев на юге России изъявили желание переехать в Заполярье.
«В случае приезда они будут обеспечены жильем и работой в Печенгском районе (город Заполярный и городское поселение Никель)», – отмечала администрация. Работу регионального штаба по распределению и помощи беженцам губернатор Мурманской области Марина Ковтун курировала лично.
«Это неуважительно по отношению к людям»
Пункт временного размещения беженцев организовали в бывшей школе № 14. Осенью от них поступила жалоба на невыносимые условия в президентский Совет по правам человека. Председатель СПЧ Михаил Федотов, посмотрев, как живут эти люди, пристыдил местные власти.
«Беженцы – это люди, которые приехали с Востока Украины, это люди, о которых мы должны всячески заботиться, так как они находятся в состоянии постоянного стресса. Но в таких условиях жить невозможно. Я был в разных пунктах временного размещения, но мурманский мне совсем не понравился. Когда в большом школьном классе стоят шесть коек и на них размещается даже не одна семья, а несколько – это неправильно, это неуважительно по отношению к людям», – сказал он.
Губернатору тогда ничего не оставалось, кроме как согласиться.
Радушие кончилось
31 декабря вышло постановление федерального правительства о ликвидации пунктов временного размещения. В Мурманской области заявили о принудительном расселении жильцов общежития на улице Сафонова с 1 февраля. Сейчас в общежитии находятся 32 беженца из Донецкой и Луганской областей, в том числе семеро детей.
«Они не хотят выезжать, даже несмотря на постановление правительства, говорят, что никак не могут найти себе жилье. Они хотят квартиры, а не комнаты, и считают, что им обязаны их предоставить», – сообщала при этом начальник отдела по работе с обращениями граждан администрации Мурманска Елена Калинина.
Особая точка зрения у Федеральной миграционной службы. В ноябре прошлого года там еще не знали, стоит закрывать пункты временного размещения беженцев с Украины или нет. Вскоре ФМС на своем официальном сайте заявила, что не планирует закрывать ПВР. По данным ведомства, в настоящее время подготовлен проект постановления правительства России, предусматривающий размещение граждан Украины и проживавших на территории Украины лиц без гражданства в пунктах временного размещения, проходящий на тот момент процедуру согласования в Минфине. «При этом размещение граждан Украины в пунктах временного размещения предусматривается в течение периода с 1 января по 31 декабря 2016 года», – отмечалось в сообщении. #{ussr}
Сгоревшая надежда
Некоторые комментаторы мурманской прессы поддерживают местные власти, с возмущением пишут о беженцах, которые «имеют наглость что-то требовать», и предлагают им ехать на Украину или устраиваться самостоятельно. Но оставшиеся до сих пор в пункте люди – в основном инвалиды и женщины с детьми. Большинство из них работают, но если их сейчас выселят, они потеряют регистрацию.
На этой неделе случилась еще одна беда – пожар. Беженцы уверены, что причиной послужили обогреватели, которые хоть как-то отапливали холодное помещение.
«Мало того, что мои документы сгорели, так еще и документы дочери и внука. Мы собирали документы, я ездила недавно на Украину, довозила документы, которых не хватает для получения гражданства, мы хотели подавать на гражданство. Ничего нет. И еще были отложены деньги на оформление документов, 20 тысяч», – приводит канал ТВ-21 слова проживающей в общежитии Нины Михайловской.
«У нас есть горячая линия по беженцам с Украины, если люди к нам обратятся, мы будем это отслеживать», – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель рабочей группы Общественной палаты по оказанию гуманитарной помощи Максим Григорьев. По его мнению, «нужно разобраться с каждым из людей, которые находятся там, детально».
«Нужно продемонстрировать им, что они должны найти возможность для проживания – точно так же как российские граждане, переезжающие в другой регион, не получают никаких домиков от государства, а находят себе работу и оплачивают место проживания. С другой стороны, если какие-то из этих людей в тяжелейшей ситуации, тем более мы понимаем, что сейчас зима, то, по всей видимости, надо выставить какие-то обозримые сроки, помочь им найти работу, прямо предоставить рабочее место вместе с жильем. Жилье может быть предоставлено бесплатно вместе с работой в каких-то селах, либо это будет делаться так, что они получат возможность оплачивать жилье», – сказал он.
Вместе с тем он высказал мнение, что «если люди за год не смогли найти работу и место, где жить, то очевидно, что они не хотели этого делать». «Наш опыт посещения таких пунктов показывает, что найти место работы и проживания, особенно на селе, не просто, а очень просто», – сказал член ОП, который не поддерживает желание беженцев получить жилье.
«С какой стати людям, которые не являются гражданами России, будут приобретаться за счет государственного бюджета дома, когда российские граждане не имеют возможности получать дома за государственный счет? Думаю, что то, что им предоставляют возможность проживания в общежитии, находиться в Российской Федерации на льготных условиях, – это и так большая гуманитарная помощь со стороны России», – сказал Григорьев.
«Город шантажистов»
Обвинения со стороны властей Мурманска в шантаже и пиаре касаются не только беженцев с Украины. Накануне «МК» писал, что мурманский сити-менеджер Андрей Сысоев (Алексей Веллер официально называется главой города или мэром Мурманска – прим. ВЗГЛЯД) обвинил в «политическом пиаре» замерзших жителей старого деревянного дома. До этого управляющая компания обвинила тех же жильцов в намеренном отключении отопления.
Мэр Алексей Веллер в сходной ситуации ранее обвинял пожилого жителя города в шантаже власти после того, как старик объявил голодовку с требованием предоставить ему новое жилье вместо ветхого с рухнувшим потолком.
Местное издание СеверПост иронизирует, называя Мурманск «городом шантажистов и экстремистов».