Общество

26 января 2016, 16:25

Кризис лишь подстегивает дорожное строительство на Кавказе

Фото: Нина Зотина/РИА Новости

Несмотря на проблемы в экономике, на Кавказе не откажутся от масштабного проекта по созданию рекреационной зоны, дороги и порта. Стройка, наоборот, должна помочь в борьбе с кризисом, так как уменьшит безработицу. Одна из главных составляющих проекта – дорога, которая свяжет республики Северного Кавказа с Абхазией и Черным морем. Уже есть китайские инвесторы и одобрение президента России.

О важности трассы, которая связала бы российские Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию с Абхазией и Черным морем, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель Российского Конгресса народов Кавказа и глава координационного совета программы «Эльбрус» Алий Тоторкулов.

Моя родная Карачаево-Черкесия, как и братская Абхазия, давно находятся в транспортном тупике

«Моя родная Карачаево-Черкесия, как и братская Абхазия, давно находятся в транспортном тупике, который не дает возможность развиваться. Эта дорога нам жизненно необходима, – рассказал он. – Во-вторых, дорога намного сократит расстояние между югом России (Краснодарским краем – прим. ВЗГЛЯД) и восточной частью Кавказа. И это, безусловно, принесет большой экономический эффект».

Кроме того, по словам Тоторкулова, стройка не ляжет непосильным бременем на федеральный бюджет. «Никто не просит у государства денег. У нас уже есть генеральный подрядчик – одна из крупнейших строительных компаний в мире, китайская China Railway. Она же строит железную дорогу Москва – Казань. А до этого строила дорогу в Тибете, на высоте 7 тыс. метров. У компании есть большой опыт строительства именно в условиях высокогорья», – отметил он.

Тоторкулов заверил также, что участие Китая в стройке не означает, что россияне окажутся не у дел. «Во время строительства, конечно же, все, вплоть до щебенки, не будет завозиться из Китая. Мы планируем максимально задействовать местные строительные организации, местные ресурсы, – пообещал он. – И, что немаловажно, реализация такого проекта на фоне кризиса позволит создать тысячи и тысячи рабочих мест на Северном Кавказе».

Помимо собственно дороги, проект «Эльбрус» включает в себя строительство инфраструктуры, крупного туристско-рекреационного района на российском Северном Кавказе, аэропорта в Баксане (Кабардино-Балкария) и морского порта в районе Очамчиры в Абхазии. «В целом, программа рассчитана на 10 лет. В ноябре мы подписали меморандум с китайской стороной. Надеемся, что к ноябрю следующего года все подготовительные процедуры завершатся и будет подписан уже контракт. Одобрение проекта со стороны президента России также внушает нам оптимизм», – добавил он. Непосредственно строительство дороги, по его словам, может занять около двух лет.

Наслышаны о проекте и в Госдуме. Первый зампред комитета по транспорту ГД и президент Союза транспортников России Виталий Ефимов («Единая Россия») рассказал газете ВЗГЛЯД, что речь идет «не просто о трассе, а о создании целого нового района, связанного с туризмом и портом».

«И бюджетных денег здесь не задействуется почти никаких. В проекте хочет участвовать Китай. Единственное, что нужно его инициаторам, – это гарантии, что проект будет одним из приоритетов для России. Думаю, такой кластер и дорогу нужно делать», – сказал он.

По словам Ефимова, регион, о котором идет речь, обладает уникальными природными условиями, не уступающими даже Куршевелю. Вторая причина реализации проекта – создание большого количества новых рабочих мест. Абхазии эта дорога также очень нужна. Существующая же трасса, связывающая республики Северного Кавказа с Абхазией и Сочи, очень длинная.

Китай, отметил депутат, пришлось привлечь, поскольку «у нас очень ограниченные возможности по кредитованию, Европа фактически отрезала наши банки от кредитов». Китайская же сторона имеет нужные финансовые возможности. При этом непосредственно строительством займутся в основном российские фирмы как подрядчики и субподрядчики.

Впрочем, при всей своей важности дорога на Кавказе не является самым крупным дорожным проектом в России. Строящаяся скоростная автомобильная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом (М11) еще масштабнее и затратнее. Также и ЦКАД отнимает не меньше сил и средств. Из железных дорог – БАМ и Транссиб.

«Оценивать, как ведутся все упомянутые стройки, не буду. Скажу только, что проект скоростной трассы между Москвой и Петербургом очень сложный, к нему привлечено очень много частных инвестиций. И по этой дороге, как вы видите, из-за высокой оплаты никто сейчас не хочет ездить. Остальные проекты – вполне нормальные, реальные. Из-за ситуации в экономике что-то по срокам для них может сдвигаться, может быть, на пару лет, но это дороги, по которым точно «поедут», – заключил он.

Накануне на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Ставрополе президент России Владимир Путин раскритиковал цену проезда на новом платном участке трассы Москва – Петербург. «Ну, вот сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, «вздули» цены так, что проехать невозможно», – отмечал он. По данным СМИ, речь идет о самой высокой стоимости проезда по трассам в Европе. Губернатор Московской области Андрей Воробьев даже назвал существующие тарифы катастрофическими.

На том же форуме Путин пообещал ускорить принятие закона, касающегося установления единых требований к гарантийным срокам на ремонт дорог, сообщается на сайте ОНФ. Что интересно, «фронтовики» в рамках инспекции «Оценим качество дорог!» составили рейтинг дорог юга России и Северного Кавказа. Аутсайдером этого списка оказалась Махачкала, занявшая 112-е место из 130 российских городов, участвовавших в проверке.

Не все в порядке на Северном Кавказе и с автошколами. Как выяснилось недавно, сразу в шести регионах России де-юре перестали работать, так как не смогли пройти аккредитацию, все местные автошколы. И среди шести этих субъектов Федерации четыре с Северного Кавказа – речь шла о Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Наконец, на том же форуме Владимир Путин поддержал проект дороги, которая свяжет республики Северного Кавказа с Черным морем. «Проект известный. И если эта дорога свяжет несколько регионов России, да еще с Абхазией, ничего, кроме пользы, нет. Это хороший проект. Мы со стороны федеральных властей готовы его поддержать», – приводил слова президента ТАСС.

Владимир Путин выразил уверенность, что российский Кавказ с точки зрения туристического потенциала не уступает австрийскому Тиролю, но его надо развивать.

В ноябре прошлого года китайская корпорация China Railway и российская компания «Региональные проекты» подписали меморандум о сотрудничестве в рамках проекта комплексного развития горно-рекреационной территории «Эльбрус». Одна из главных составляющих проекта – новая дорога. Горная часть скоростной автотрассы должна будет пройти от Поляны Азау в Кабардино-Балкарии через Кубанское ущелье в Карачаево-Черкесии, далее – в Кодорское ущелье в Абхазии. Она почти повторит древнюю трассу Шелкового пути и военно-сухумскую дорогу, которая также уже не действует. Общая стоимость проекта оценивалась в 2,7 млрд долларов.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?