Протяженность оградительного забора в районе ростовского города Донецка, граничащего с Украиной, тендер на строительство которого на днях разместило управление ФСБ России по Ростовской области, составит 3,22 километра. «Строительство будет произведено для пресечения противоправной деятельности на государственной границе», – заявил РИА «Новости» представитель ведомства.
Граница будет закрыта от Украины, как только нормализуется обстановка в ДНР и ЛНР
Согласно контракту, забор будет состоять из сварных заборных секций два на два с половиной метра с V-образными наконечниками и армированной колючей ленты. Работы должны быть выполнены до 1 декабря 2015 года. Заказчиком значится федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области».
В мае этого года появилась информация, что на границе с Украиной в Ростовской области создано порядка 140 километров инженерных сооружений, в том числе порядка 100 километров рвов и более 40 километров заборов. При этом сообщалось, что данная работа велась и раньше, но активизировалась в связи с учащением попыток контрабанды оружия и боеприпасов, а также для предотвращения незаконного пересечения госграницы со стороны Украины на автомобилях.
На брянском участке границы с Украиной в начале 2015 года также проводился конкурс на работы по созданию противотанковых рвов на границе, однако пограничники также отмечали, что эти меры никак не связаны с обострением обстановки на Украине и планировались еще в 2012 году.
«Это связано с требованием, которое выдвигается в рамках минских соглашений, чтобы как-то граница была обозначена, – сказал газете ВЗГЛЯД первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников. – Она у нас только на карте нанесена, как, кстати, и со многими другими странами. Нынче обстоятельства требуют, чтобы Россия что-то там доказывала на Западе, что у нее граница, и эта граница на замке.
Не думаю, что это делается только чтобы потрафить Западу, но раз на границе происходят военные действия, она должна контролироваться с нашей стороны. И если там будут установлены средства наблюдения, это логично. С той стороны границы может прилететь или переехать кто угодно и что угодно, в том числе боевые поражающие средства».
Не последнюю роль, по его словам, в этом процессе играет то, что Украина с точки зрения ее властей и части населения находится в состоянии войны с Россией, несмотря на то, что Москва регулярно подчеркивает, что не является стороной конфликта.
«У нас с Украиной уже не действуют многие соглашения, в том числе о демилитаризации границы. И тем более эти воинственные заявления о том, что Украина «воюет» с Россией и Россия якобы является субъектом военных действий, все это влияет. Влияет и экономика, которая сейчас у них будет зависеть от Запада, а мы строим Евразийский союз, у нас другие товары. И раз уж Украина решила жениться на Европе, она будет пропускать товары к себе без пошлины. Но они к нам не должны проникать.
Так что граница будет закрыта от Украины, как только нормализуется обстановка в ДНР и ЛНР. Ясно, что это будет сделано не завтра, но готовность к проведению таких мероприятий оправдана», – сказал депутат.#{ussr}
Отвечая на вопрос, означает ли обустройство границы, что Москва больше не рассматривает возможность, что территории бывшей УССР могут быть в перспективе частью единого российского государства, парламентарий сказал: «История неподвластна каким-то субъективным выражениям даже государей, а тем более чиновников, которые находятся у руля того или иного государства. Кто знает?
Думаю, что и Евросоюз не представлял, что придет к политическому, а не только экономическому союзу, 40 лет тому назад. Сейчас уже речь идет об общей конституции. Если даже Евросоюз почти дошел до единого государства, почему мы не можем рассчитывать на это в будущем, в том числе с Украиной и другими странами, кто пожелает это сделать».
Разный подход
Напомним, украинские власти обещают завершить свой проект «Стена» к концу 2018 года. По словам премьера Яценюка, общая стоимость проекта составляет 4 млрд гривен (194 млн долларов). Эти деньги, как объяснил Яценюк, пришли с международной финансовой помощи.
По мнению редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, называемые украинскими властями суммы не соответствуют масштабу работ, на эти деньги можно «только цветочные клумбы поставить». При этом Украина, в отличие от России, делает ставку на стену, а не на технические средства. «Куски таких стен они уже представляли высшему руководству – Яценюку, Порошенко, – вспомнил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Там ров и сплошное заграждение. Предусмотрены и технические средства – вышки, на которых расположены средства наблюдения, но они редки и не позволяют сплошной контроль осуществлять.
Мы опираемся по большей части на технические средства контроля. Мы не собираемся обустраивать никаких противотанковых рвов. Заборы с колючей проволокой будут только на небольших участках, где использование технических средств и групп пограничников затруднено. А так – можно в пример привести границу с Казахстаном, где эти системы развертывались в последние годы. Это направлено, в первую очередь, на борьбу с контрабандистами. Предполагается, что технические средства выдают сигнал на погранзаставу, а затем патрульная мотоманевренная группа пограничников прибывает, чтобы пресечь нарушения».
Прецедент
Напомним, этим летом произошел случай, свидетельствующий в пользу инициативы по строительству стены: на Ставрополье задержали атамана общественной организации «Кавказская казачья линия» Юрия Чурекова, который спокойно вывез из Донбасса несколько стволов. Делал он это для преступных целей или для защиты от бандитов, как он утверждает, вопрос пока дискуссионный. Однако та легкость, с которой он пересек границу с оружием, означает, что то же самое могут сделать и украинские террористы и экстремисты.
«На одного попавшегося наверняка есть десять не попавшихся, – обратил внимание в интервью газете ВЗГЛЯД эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. – Не надо ограничиваться расследованием по этому делу. Нужна проверка всех негосударственных структур, которые задействованы в сфере обороны и безопасности, особенно на юге России».
Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил газете ВЗГЛЯД, что с учетом того, что граница с Украиной во многих местах никак не обозначена, через нее тайными тропами могут проникать и контрабандисты с оружием, и вооруженные преступные группировки, и даже украинские диверсанты. «С точки зрения терроризма ситуация не представляет опасности, а усиление криминала и незаконного оборота оружия может случиться», – констатировал эксперт.