Председатель городского комитета Санкт-Петербурга по культуре Константин Сухенко в пятницу сообщил газете ВЗГЛЯД, что шесть лет назад местная епархия РПЦ пообещала не претендовать на Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор церкви не принадлежал, он принадлежал двору. Но царь был наместником Бога на земле, в те годы церковь от государства отделена не была
«Это отнюдь не новый вопрос. Первый раз собор попал в список объектов, подлежащих передаче церкви, еще в 2009 году, в те времена, когда я возглавлял комиссию по образованию, культуре и науке заксобрания. Мы уже тогда это обсуждали, спорили. Удалось достичь договоренности. Поговорили – и на время отложили. Епархия шесть лет этот вопрос ребром не ставила», – сказал Сухенко, добавив, что не знает, почему РПЦ вернулась к этому вопросу вопреки договоренности.
Действительно, как сообщал 25 октября 2010 года портал «Фонтанка», Смольный и РПЦ достигли договоренности о том, что церковь не будет претендовать на Исаакиевский, Смольный и Петропавловский соборы. Об этом объявила глава городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева, выступая на заседании комиссии законодательного собрания по культуре, науке и образованию.
Смольный не спешит возвращать храм
Пресс-секретарь епархии Наталья Родоманова затруднилась объяснить газете ВЗГЛЯД, существовала ли такая договоренность, и если да, то почему епархия решила ее нарушить. В любом случае, как подчеркнула Родоманова, епархия действует строго на основании федерального закона № 327 от 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Родоманова сослалась на то, что на нынешней должности она шесть лет назад не работала. «Возможно, что какая-то договоренность была. Была ли это письменная или устная, не могу сказать. Хотела бы обратить внимание на то, что с тех пор сменилось руководство епархии. С 2014 года руководителем стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Возможно, договоренности были с предыдущим руководством», – не исключила Родоманова. Ранее епархию возглавлял митрополит Владимир (в миру – Владимир Котляров), который находится на покое.
Как стало известно накануне, еще в начале прошлой недели митрополит Варсонофий попросил в безвозмездное пользование здания музея-памятника «Исаакиевский собор», который, в свою очередь, является частью государственного музея-памятника вместе со Спасом-на-Крови, Сампсониевским и Смольным соборами. Последний – Смольный собор – в мэрии Петербурга ранее уже пообещали отдать церкви. Позже стало известно, что епархия готовит прошение о безвозмездной передаче и храма Спас-на-Крови.
Ответа из Смольного ждут уже полторы недели, отметили накануне в епархии. «Считаем проблему назревшей, – говорила порталу «Православие и мир» Наталья Родоманова. – Прежде всего она связана с возвращением храмов, которые используются не по назначению, не для богослужебных целей». Исаакиевский собор в случае передачи планируется оставить доступным для туристов и горожан.
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, против передачи выступила администрация музея. В этом случае замедлятся темпы реставрации и снизится доступность для туристов, заявил директор музея Николай Буров, напомнив, что собор уступает по числу посетителей только Петергофу и Эрмитажу.
«Атеист может не войти в этот собор»
«Будем анализировать, в какой степени епархии нужно взваливать на себя объект, содержание которого требует, прямо скажем, огромных расходов», – заявлял «Интерфаксу» Константин Сухенко. Он сразу предположил, что поток туристов снизится. «Мусульманин или атеист может не войти в этот собор. Доступ будет ограничен по факту, кто бы что ни говорил», – добавил он.
С чиновником не согласен руководитель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин. «При входе в храм у человека не спрашивают, какой он веры или верующий ли он, – сказал газете ВЗГЛЯД отец Всеволод. – Я знаю многих атеистов и мусульман, которые приходят в православные храмы, которые приходят разделить церковные торжества или просто ради интереса. Да, есть люди, которым запрещено в силу религиозных убеждений заходить в христианские культовые здания и вообще помещения, где есть христианские священные предметы. Но эти люди также не пойдут в музей, где это наличествует». Также, напомнил протоиерей, вход в храм всегда бесплатный, так что посещать собор, напротив, станет легче.
«В принципе, богослужение мало мешает туристам посещать храм и даже проводить экскурсии, – отметил отец Всеволод. – Если речь идет о буднях, то служба обычно совершается утром, примерно до 11 часов, и возобновляется с 6 часов вечера. Экскурсии в музей как раз и проводятся примерно в это время – с 11 утра до 5–6 часов вечера». Впрочем, по словам протоиерея, решать такие вопросы должна будет петербургская епархия.
В отличие от Бурова, его коллеги из московского Государственного исторического музея, в комплекс которого входит храм Василия Блаженного, предположили, что у туристов не будет проблем. «Храм Василия Блаженного находится в совместном владении Исторического музея и РПЦ. Никаких проблем у нас никогда не возникало. В будни в храме идут экскурсии, утром по воскресеньям – служба, вход на службу, разумеется, бесплатный», – сказала РИА «Новости» начальник отдела внешних связей Государственного исторического музея Мария Пономарева. По ее мнению, ничего страшного в совместном владении нет.
Между тем глава комиссии заксобрания по образованию, культуре, науке и СМИ Максим Резник* выступил категорически против. «Исаакиевский собор – один из главных символов Петербурга. Он не должен принадлежать какой-то одной, пусть и очень влиятельной, организации», – заявил он.
Что изменится в соборе
Что же касается расходов, то Всеволод Чаплин подчеркивает, что здание должно быть передано лишь в управление РПЦ, тогда как все расходы и по его обслуживанию, и по реставрации должно по-прежнему нести государство. «Я не думаю, что смена пользователя вообще как-то повлияет на объем государственной помощи. Здание остается государственной собственностью, даже если оно будет передано церковной общине. Планируется только его передача в пользование. Государство не только может, но и должно поддерживать памятник культуры, который является его собственностью», – подчеркнул он.
«В случае передачи храма все расходы на его содержание, в том числе и коммунальные, по-прежнему будет нести городской бюджет», – подтвердил газете ВЗГЛЯД Максим Резник. Зато, по его словам, церковь не сможет по своему усмотрению менять внешний облик Исаакия, который признан памятником. «По правилам, действующим в Петербурге, любые изменения архитектурного облика возможны только с разрешения городских властей», – сказал глава комиссии газете ВЗГЛЯД.
Николай Буров накануне посетовал «Газете.Ru», что музей теперь «может поссориться с РПЦ». «У нас с церковью были всегда блестящие отношения, они строились десятилетиями, – говорит директор музея. – Но с приходом нового руководства, очевидно, выросли аппетиты. Боюсь, что сейчас можем поссориться. Церковь не будет платить государству те налоги, которые сейчас платит музей, а государству придется разобраться с трудоустройством 400 музейных сотрудников».
Возможно, проведут опрос петербуржцев
В интервью газете ВЗГЛЯД Константин Сухенко признал, что в случае передачи собора городской бюджет потеряет доходы от продажи билетов – «это десятки миллионов в год». Он также отметил, что на принятие решения у мэрии есть время – от подачи заявки до передачи собора по закону у городских властей есть до шести лет. Однако чиновник оговорился, что такие решения принимает лишь городское правительство, а он всего лишь участвует в подготовке решения.
«Моя задача – максимально полно и всесторонне подготовить аналитические материалы по этой проблеме, – пояснил Сухенко. – Может быть, инициируем опрос общественного мнения». Он не исключил, что придется заказать репрезентативный опрос сразу нескольким социологическим службам.
Газете ВЗГЛЯД Сухенко признался, что не относит себя к противникам передачи храма. «Если вы интересуетесь моим лично ощущением? С одной стороны – да, все эти соборы, в частности Исаакиевский, тогда непосредственно церкви не принадлежали, он принадлежали двору. Но это уязвимое утверждение, потому что царь был наместником Бога на земле, в те годы церковь от государства отделена не была», – сказал глава комитета мэрии.
«Потом у нас 70 лет царил атеизм, безбожие. И мне очень разумные люди говорят: «Мы уже привыкли ходить в этот музей». Так что торопиться не надо, но тенденция очевидна. Федеральный закон тоже однозначно говорит в пользу передачи такого имущества. Общество развивается. Если мы возрождаем православие, возвращаемся к своим историческим корням, то, скорее всего, будем все больше такого имущества передавать в церковь. Это не наступление клерикализма, это естественный ход событий», – подытожил Сухенко.
Напомним, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) был построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I. Его высота достигает 101,5 метра, а внутренняя площадь превышает четыре тысячи квадратных метров. Собор является крупнейшим православным храмом Петербурга, но имеет статус музея. Богослужения в Исаакиевском соборе проходят и ныне – они возобновились еще в 1990 году.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом