Королевство Швеция намерено укрепить остров Готланд в Балтийском море, сделав его плацдармом для возможного удара по России. Глава администрации Готланда Сесилия Шелин-Сейдегор сравнила остров с авианосцем, который можно было бы использовать, если бы, например, Россия ввела войска в страны Балтии: произвести с его территории ракетный обстрел или обезопасить путь кораблям на Санкт-Петербург или в другие гавани Балтийского моря.
Все это делается, чтобы создать проблемы для маневра российским флотом и авиацией в этом регионе
«Мы должны иметь право на оборону собственной территории без опасений, что это будет воспринято как провокация», – приводит слова чиновника Шведское радио.
Губернатор заявила, что довольна тем, что укрепляется оборона Готланда. «Конечно же, мы в Швеции обеспокоены, точно так же, как тревожатся жители и других стран. Мы видим, что происходит на Украине. Мы знаем, что граждане стран Балтии тоже беспокоятся, так что, разумеется, такая тревога существует, поскольку мы не знаем, что думает Путин», – сказала губернатор.
«Готланд расположен в очень стратегически важном регионе. Я не думаю, что в других районах Швеции люди беспокоятся так же сильно, как на Готланде», – добавила она.
«Когда возникает ситуация с растущим объемом русских учений вблизи наших границ, и эти учения частично имеют провокационный характер, то, конечно, мы должны подумать, как нам действовать», – заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист изданию Dagens Nyheter.
Под «ухудшением безопасности» он понимает «неприемлемую аннексию» Россией Крыма, а также использование ею военных средств для достижения политических целей. «Мы строим систему безопасности в нашем окружении в разных вариантах: с Финляндией, с НАТО, с ЕС, напрямую с США и ООН», – пояснил он.
Напомним, что некоторые страны, расположенные на берегах Балтийского моря, регулярно заявляют о «вторжении» российских самолетов и кораблей в их воздушное пространство или морскую зону или об угрозе «вторжения». 4 июля ВВС Швеции подняли в небо истребители для перехвата двух российских бомбардировщиков Ту-22, хотя сами шведские военные признавали, что нарушения воздушных границ не было.
В конце июня главнокомандующий шведскими вооруженными силами Сверкер Йорансон заявил, что российские военные самолеты у границ воздушного пространства его страны над Балтийским морем якобы выпускают перед шведскими истребителями облака ложных тепловых целей, чтобы помешать идентификации, причем делают это, когда к ним приближаются шведские истребители. По мнению шведских ВВС, это агрессивное поведение, нарушающее международные соглашения.
Самой громкой историей за последнее время был недельный поиск прошлой осенью «русской подлодки», оказавшийся безуспешным. В итоге контр-адмирал ВМС Швеции Андерс Гренстад не смог подтвердить информацию о российской подлодке, что, впрочем, не помешало этой весной правительству королевства выделить дополнительные ассигнования «на борьбу с нарушением морских границ».
Швеция не участвует в войнах с 1815 года, однако ее нейтралитет не является препятствием для партнерства с НАТО («партнерство ради мира») и регулярных совместных учений. Весной 2016 года Риксдаг собирается утвердить Меморандум о поддержке принимающей стороны (Host nations support), благодаря которому НАТО со шведского согласия сможет использовать шведскую территорию в качестве базы для военной деятельности, в том числе для наступательных боевых действий – «в мирное время, в случае катастроф, кризисов, конфликтов или возникновения международной напряженности».
Стратегически важный#{weapon}
Остров Готланд находится примерно в 300 км от Калининграда и в 700 км от Санкт-Петербурга. Его размеры 175 на 50 км. В 1808 году, во время русско-шведской войны (по итогам которой России отошла Финляндия), Готланд был без боя занят российской эскадрой и объявлен русской провинцией. Через несколько недель шведы восстановили контроль над островом, но для этого им пришлось направить туда крупные силы флота, оставив гарнизон осаждаемой русскими крепости Свеаборг без поддержки.
До 2005 года на острове была размещена бронетанковая бригада и единственный в Швеции артиллерийский полк, но затем все войска оттуда были выведены.
Весной министр обороны Швеции заявлял, что шведское правительство намерено в ближайшие пять лет увеличить военный бюджет на 6,2 млрд шведских крон (722 млн долларов). Часть этих средств пойдет на размещение на Готланде военного контингента, для начала это будет подразделение численностью около 150 человек. Кроме того, Стокгольм планирует укрепить силы самообороны Готланда, насчитывающие около 22 тыс. человек.
«Создать проблемы для маневра»
По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, ракет, способных достичь территории России, на острове размещать не будут, однако угрозу в случае военного конфликта он может представлять серьезную. «Там может быть размещен комплекс ПВО, ракеты берегового базирования. Все это делается, чтобы создать проблемы для маневра российским флотом и авиацией в этом регионе. Все это укладывается в канву подготовки возможного масштабного военного конфликта против России», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Речь идет о перерезании коммуникаций между материковой Россией и Калининградом», – уточнил он.
«Шведы просто боятся России, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Константин Воронов. – Но выделять денег они не особо хотят. По сравнению со шведскими вооруженными силами в годы холодной войны сейчас это бледная тень. Им нужно показать свои растущие оборонные усилия. Что касается НАТО, то шведы давно и успешно неформально сотрудничают с блоком, через вооруженные силы Норвегии, Дании, то есть через своих соседей. Но украинский кризис их побудил активизироваться. В политическом плане это нужно, прежде всего, чтобы успокоить общественное мнение. Но, на мой взгляд, правящие круги не приняли решение об изменении внеблокового статуса. Никто не ставит этот вопрос».
«У шведов действует полтавский синдром, когда Петр Алексеевич обломал, так сказать, великодержавные амбиции Швеции. Они это прекрасно помнят, им это неприятно, но менять в корне ситуацию они не готовы, – продолжил он. – Им это невыгодно – это приведет к увеличению провокационного эффекта, может обострить ситуацию, и «русский медведь еще придумает им какую-нибудь пакость».
«Хотят они укрепить остров Готланд – это их суверенное право, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший замначальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский. – Когда нам говорят: «вы перемещаете что-то в Калининград, в Крым», наш ответ какой? «Это наша территория. Мы не нарушаем никаких международных договоров». Да, нас волнует, если идет размещение дополнительного количества вооружений вблизи наших границ. Но мы принимаем какие-то контрмеры, проходит оценка, насколько нам это реально угрожает. Разместят они там какой-нибудь батальон, построят редут, выроют окоп. Ну и что? Генеральный штаб будет оценивать и смотреть, что там».