В понедельник стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении владельцев аэропорта Домодедово в связи с произошедшим в январе 2011 года терактом, жертвами которого стали 37 человек, более 170 пострадали.
Сейчас стоит вопрос об остальных владельцах. В принципе, их имена известны, но нужны необходимые документы
«Возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы Российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса Домодедово», – сообщается на сайте Следственного комитета (СК) России.
В ведомстве отметили, что все указанные лица подозреваются в совершении преступления по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
«Действия указанных лиц повлекли увеличение степени уязвимости аэропорта и оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности. Это привело к тому, что в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта Домодедово со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв», – говорится в сообщении.
В СК добавили, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления. Кроме того, в рамках уголовного дела следствием проверяется информация о том, что в число фактических владельцев аэровокзального комплекса входят Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, состоящие в должности консультантов.
Заметим, что ранее глава СК России Александр Бастрыкин заявлял, что следствие после теракта не может найти собственников авиагавани. «После того как там произошла трагедия, мы до сих пор не можем найти виновника, в смысле собственника этого аэропорта. Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники», – заявлял Бастрыкин.
Сразу после теракта Дмитрий Медведев возмутился недостаточными мерами безопасности в аэропорту. Он добавил, что за произошедшее «должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
Когда компания планировала провести IPO, стало известно, что бенефициаром 100% акций DME Limited является Дмитрий Каменщик. Однако позднее СМИ сообщали, что акции аэропорта были переведены на другую фирму.
Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах.
Признали потерпевшими
Отметим, что до появления официального заявления СК о возбуждении уголовного дела сообщил представляющий интересы пострадавших адвокат Игорь Трунов. В интервью газете ВЗГЛЯД Трунов уточнил, что фигурантами дела стали главы трех ведущих компаний, которые в том числе являлись совладельцами воздушной гавани.
«Сейчас стоит вопрос об остальных владельцах. В принципе, их имена известны, но нужны необходимые документы (для доказательства). А структуры зарегистрированы в офшорной зоне. И в этом трудность. Как такое возможно, что одним из самых крупных транспортных объектов повышенной опасности непонятно кто владеет? Думаем, что будем поднимать этот вопрос в Европейском суде», – заметил адвокат.
Он также добавил, что ранее по возбужденному уголовному делу по факту неисполнения требований транспортной безопасности пострадавших в теракте отказались признавать потерпевшими и впоследствии уголовное дело прекратили. В связи с чем в отношении указанных владельцев аэропорта был подан гражданский иск в Пресненский районный суд Москвы, но дело было проиграно.
Как уточнил Трунов, нынешнее уголовное дело было возбуждено еще 28 апреля этого года, но известно о нем стало только сейчас, когда потерпевшие получили постановления следователя о признании их процессуальным лицом в деле.
«В понедельник встречаемся со следователем и получим основной пакет процессуальных документов. И узнаем, есть ли кто-то из подозреваемых под стражей, что происходит с фигурантами? То ли их уже предупредили, и они все разбежались, и надо их теперь ловить по всему миру, то ли все в порядке. Мы планируем поставить вопрос о наложении ареста на активы в обеспечении исков», – пояснил Игорь Трунов.
Как сообщается на сайте адвоката, он представляет интересы Елены Криволуцкой, которая получила в теракте множественные телесные повреждения, врачи долго боролись за ее жизнь.
«Она перенесла сложнейшие операции, в связи со стойкой утратой трудоспособности она получила II группу инвалидности, инвалид-колясочник. Она являлась единственным кормильцем своей семьи. На иждивении истицы находились ее дочь – инвалид детства, которая страдает сахарным диабетом, ребенку требуется дорогостоящее лечение, и престарелая мать – инвалид II группы. Истица – вдова, и других кормильцев в их семье нет», – говорится в сообщении.
Напомним, 24 января 2011 года около 16.30 в зоне прилетов иностранных авиалиний в международном аэропорту Домодедово 21-летний Магомед Евлоев привел в действие размещенное на его поясе самодельное взрывное устройство массой от трех до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте, снаряженное поражающими элементами в виде множества цилиндрических роликов и шариков от подшипников.
В результате произошедшего взрыва погибли 37 и получили телесные повреждения различной степени тяжести 172 гражданина России и иностранных государств.
Материалы дела о теракте составляют 117 томов. В ходе следствия проведено порядка 600 экспертиз, в том числе лингвистических, психолого-психиатрических, фотопортретных, взрывотехнических. По делу проходили 55 свидетелей.
11 ноября 2013 года по решению Мособлсуда трое из четырех фигурантов дела о теракте в столичном аэропорту Домодедово были приговорены к пожизненному сроку заключения.
Исламу и Илезу Яндиевым, а также Баширу Хамхоеву было назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима. Ахмед Евлоев приговорен к 10 годам колонии общего режима.