Министерство обороны США в срочном порядке создает Объединенный космический операционный центр контроля работы всех спутников, который будет отслеживать все действия предполагаемых источников угрозы.
Если кто-то первым разместит оружие в космосе, то начнется гонка вооружений
Пентагон считает, что Россия и Китай представляют угрозу для американских военных и правительственных спутников.
Заместитель министра обороны США Роберт Уорк отметил, что новый центр призван «укрепить американское технологическое преимущество перед Россией и Китаем, которые шагнули далеко вперед в этом направлении».
На ежегодном симпозиуме спецслужб GEOINT Уорк пояснил, что целью создания космического центра является необходимость «знать все о том, что выглядит необычно». Под необычным представитель Пентагона подразумевает даже такие события, как скопление автомобилей перед ракетным заводом в России или Китае (Уорк употребил слово «противники»).
По словам заместителя министра обороны США, еще недавно космос был «сакральным местом», но сейчас ситуация изменилась, и геополитические конфликты все больше отражаются на расстановке сил над Землей. Американскому присутствию в космосе, по мнению Уорка, на данный момент угрожают два государства – Россия и Китай, на них и будет направлена разведывательная деятельность нового космического центра Пентагона. Его планируется разместить на военно-воздушной базе Ванденберг в штате Калифорния. Той самой, к слову, где размещены в том числе противоракеты системы ПРО.
«У нас тоже есть похожие структуры, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший замначальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский. – Это нормально. Они и не скрывают, что они осуществляют наблюдение за Россией и Китаем, особенно сейчас. Они уже официально признали, что Россия является угрозой».
«С точки зрения разведки космос уже давно используется вовсю. Они создают структуру – но и мы создаем структуру. У нас идет реформа, были Космические войска, стало воздушно-космическое командование. Это тоже можно рассматривать как угрозу, но они вряд ли рассматривают».
В то же время дипломат, бывший замгенсека ООН Сергей Орджоникидзе в интервью газете ВЗГЛЯД назвал эти действия навязыванием России и Китаю гонки вооружений. «Втягиваться в нее, я считаю, России не нужно, но ответы на такие вещи надо, конечно, давать», – сказал он.#{smallinfographicleft=751153}
Эксперт не исключил, что создание операционного центра является шагом к размещению оружия в космосе. «В этом и смысл того, что они делают. Но когда вы в одном месте начинаете собирать военный кулак, в другом, в третьем, у всех возникает чувство опасности. Почему появилась масса государств, которые в нарушение договора о нераспространении ядерного оружия начинают обзаводиться ядерным оружием, как Северная Корея, например? Потому что они не чувствуют себя в безопасности», – сказал Орджоникидзе.
Международный договор 1967 года запрещает размещение в космическом пространстве оружия массового поражения.
Российская дипломатия в последнее время регулярно заявляет о необходимости заключить международное соглашение о предотвращении размещения оружия в космосе. В начале марта на Конференции по разоружению директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов назвал это главным приоритетом.#{weapon}
По мнению российской стороны, «предотвращение размещения оружия в космосе – это стратегическая задача, потому что если оружие появится в космосе, то стратегическая стабильность пошатнется».
«Если кто-то первым разместит оружие в космосе, то начнется гонка вооружений, потому что стран, способных или приближающихся к способности размещения оружия в космосе, создания вооружений для использования против космических объектов или из космоса в отношении Земли, становится все больше», – сказал Ульянов.
В июне в МИД России заявили об озабоченности в связи с упорным отказом США от участия в выработке международных договоренностей по предотвращению размещения оружия в космосе. «Вашингтон продолжает ориентироваться в этом вопросе на свои национальные концептуальные установки. Последние, в частности, предусматривают возможность применения превентивных силовых мер даже в случае лишь предполагаемых враждебных действий со стороны других государств, что само по себе противоречит нормам международного права», – говорится в сообщении.
В министерстве привели в пример документ объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США JP 3-14 «Космические операции», в котором в отношении космического потенциала противника допускаются «превентивные меры дипломатического, информационного, военного и экономического характера».
«Такие допущения самым очевидным образом перекликаются с проектом кодекса поведения в космосе, который с 2012 года так рьяно поддерживают США. В частности, речь о положениях проекта кодекса, дающих право одному государству на несанкционированные, надъюрисдикционные односторонние силовые действия в отношении космических аппаратов других государств», – заявили в ведомстве.
«США имеют планы размещения оружия в космосе и совершенствования его для глобального превосходства над всем миром», – считает Орджоникидзе.
Впрочем, иногда в России озвучиваются и другие мнения. В прошлом году председатель президиума экспертного совета Воздушно-космической обороны (ВКО) Игорь Ашурбейли заявил, что «России пора перестать быть «космическими извозчиками», а превратиться в «космических воинов».
Он обратил внимание, что Россия выполняет все международные ограничения, связанные с милитаризацией космоса. «Причем, по-моему, никто, кроме нас, их не выполняет. Пора всерьез заняться развитием российской боевой космонавтики. Благо обстановка, созданная нашими «партнерами», позволяет», – сказал Ашурбейли.