Пользователи соцсетей активно обсуждают репетицию парада, в ходе которой на несколько минут остановился новейший российский танк «Армата». Многие из тех, у кого что-то личное к России и ее армии, почему-то сразу восприняли произошедшее как поломку и, следовательно, низкое качество продукции российского ВПК.
Могу подтвердить, что претензий у Минобороны к машине нет
По свидетельству очевидцев, к остановившейся машине направился эвакуационный тягач. Позднее диктор объявил, что это отрабатывали эвакуацию неисправной машины.
«К танку подошел министр обороны Сергей Шойгу. Действительно эвакуируют», – написал в Twitter корреспондент «Комсомольской правды» Дмитрий Смирнов и приложил фотографию, где к машине привязан трос от эвакуатора.
Заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» Алексей Жарич заявил, что никаких поломок не было. «Армата» абсолютно исправна и уехала сама. Сценарий и прохождение репетеции надо уточнять у военных», – написал Жарич в своем Twitter и приложил соответствующее видео.
Впрочем, и после этих заявлений озвучивались разные предположения. Редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский не исключил, что причиной остановки стала ошибка механика-водителя. После того, как в танк сел водитель – сотрудник «Уралвагонзавода», он смог завести Т-14 и тронуться с места.
«Могу подтвердить, что претензий у Минобороны к машине нет», – сказал позднее Алексей Жарич газете ВЗГЛЯД. По его словам, танк был повторно обследован, и никаких неисправностей не обнаружено. О том, была ли остановка запланирована военными или имела место ошибка механика-водителя, Жарич говорить не стал, пояснив, что это не в компетенции предприятия.
«Армата» – унифицированная тяжелая платформа, на основе которой создаются основной танк, боевая машина пехоты, бронетранспортер и ряд других бронемашин. Предполагается, что танк на базе «Арматы» получит необитаемую башню, а экипаж разместят в изолированной бронекапсуле.
4 мая Минобороны России опубликовало на официальном сайте фотографии новейшей и перспективной военной техники, в том числе фотографии среднего танка «Армата», боевой машины пехоты «Армата», самоходной артиллерийской установки «Коалиция-СВ», подвижного противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д», боевой машины пехоты «Курганец-25» и бронетранспортера «Курганец-25».
Западные СМИ предполагали, что новый российский танк Т-14 «Армата» превосходит западные разработки аналогичного класса. «Это первый танк с изолированной бронированной капсулой для экипажа из трех человек, радиоуправляемой башней и автоматизированным заряжающим механизмом. Все это повышает как уровень защищенности экипажа, так и эффективность огня», – писали авторы Assotiated Press.
В соцсетях продолжают шутить: одни – над российским оружием, другие – над самими шутниками. Традиционно особенно активны украинские сепаратисты, в своих СМИ и блогах радостно рассказывающие, что москали ни на что не способны. При этом они не вспоминают о том, как два года назад во время репетиции парада в Севастополе один украинский БТР заглох, а другой вообще утонул. Некоторые политики, кстати, обвиняли русских. Не обошлось без конфуза и на прошлогодней инаугурации украинского президента: солдат из почетного караула упал в обморок, а Порошенко даже не посмотрел в его сторону.
В последние десятилетия инцидентов на парадах не было, какой бы сложной ни была подготовка к ним. Еще в 80-е годы 7 ноября по Красной площади шли не только пешие колонны и техника, но и верховые военнослужащие в красноармейской форме. Тем не менее все проходило без сбоев. За прошедшие годы СМИ дважды писали о неприятности в связи с парадом, но все они происходили после. В 2008 году при марше к Ходынскому полю загорелся двигатель у БМД-4. После этого тогдашний министр Сердюков заявил об отказе от закупок этих машин. В 2010 году через несколько недель после парада в СМИ появились фото самоходной установки времен войны, перевернувшейся у стен Кремля при погрузке на тягач.
В свое время участники парада на Красной площади осени 1945 года рассказывали корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что еще тогда на случай отказа техники при прохождении колонн возле здания Исторического музея наготове стояли тягачи. Тогда были и другие меры предосторожности: механики-водители ехали по-боевому, при закрытых люках, а внутри каждой машины сидел «человек в штатском» с пистолетом.
«За всю историю парадов нештатных ситуаций было несколько, – сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин. – Ничего в этом такого нет. Просто в этом случае проводилась эвакуация, обычно даже не прерывая. В 70-е годы танк останавливался, заглох. На въезде была аварийная ситуация. Собственно, для этого и проводятся тренировки, чтобы выявить состояние техники, окончательно устранить все недостатки, чтобы в ходе самого парада этой ситуации уже не было. Нездоровый ажиотаж вокруг сегодняшней остановки «Арматы» лично у меня вызвал только улыбку. По большому счету в Минобороны переборщили с пиаром тренировки. Ранее они были закрытыми, и сохранялась как таковая новизна».
«Обычно, когда ломается двигатель, возникает задымление, бывают другие признаки. А здесь танк стоял, как груда металла», – обратил внимание эксперт.
«Тот же самый новейший самолет пятого поколения Т-50 не будет участвовать в параде, потому что он еще не полностью готов. И если «Армату» вывели, следовательно, командование отдает себе отчет, что она полностью готова», – добавил он.