Вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил во вторник перед депутатами Госдумы, рассказав о состоянии дел в ракетно-космической отрасли.
При такой сложной конструкции можно о любом месте сказать, что это конструктивный недостаток
Комментируя субботнюю аварию ракеты «Протон», зампредседателя правительства заявил о конструктивных недоработках изделия. «Нынешняя авария «Протона» в точности повторяет аварийные ситуации с этой ракетой в 2008 и 2014 годах. Одна проблема – в отказе третьей ступени. Это значит, что аварийные комиссии в прошлом так и не разобрались до конца. Есть некая конструктивная болезнь у ракеты, и это для нас и Роскосмоса вопрос чести – ее найти», – цитирует Рогозина РИА «Новости».
Это первое заявление о том, что у «Протона» есть конструктивные недоработки. Ранее эксперты и официальные лица высказывали версии, связанные с браком на производстве. «То, что произошло с «Протоном», с «Прогрессом», не является следствием инженерно-конструкторских недоработок этих машин, – комментировал газете ВЗГЛЯД членкор Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш. – Нет, там все в порядке. Хорошо разработанные носитель и корабль. Проблема заключается в том, что лучшие из лучших, как это было в советские времена, в космонавтику не идут».
По мнению научного руководителя Московского космического клуба Ивана Моисеева, аварии вовсе не являются следствием недоработки создателей ракеты. «Летает ракета с 1965 года. Идет модификация. Принципиальных конструктивных проблем там быть не должно: летают они нормально, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Конструкция не изменилась, а аварийность повысилась. Очевидно, что это нарушение технологического цикла производства».
«Освоить цифровые технологии»
Зампредседателя правительства рассказал о госкорпорации «Роскосмос», законопроект о создании которой президент Путин внес в Госдуму в апреле. «Госкорпорация получит право осуществлять лицензирование космической деятельности. Госкорпорация сможет осуществлять полномочия распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета», – сказал Рогозин во вторник, представляя в Госдуме президентский законопроект о госкорпорации «Роскосмос».
«Госкорпорации «Роскосмос» придется освоить аддитивное цифровое производство, роботизировать обычные технологии, чтобы удешевить себестоимость продукции и повысить производительность труда. Если мы срочно не поправим ситуацию с производительностью труда в космической отрасли, полеты отечественных ракет-носителей и кораблей будут скоро обходиться дороже, чем у партнеров. Сейчас мы владеем 40% рынка пусковых услуг, но мы можем съехать с такими показателями очень далеко. Просто потерять рынок окончательно», – сказал он, передает ТАСС.
«Создаваемой госкорпорации «Роскосмос» необходимо освоить цифровые технологии проектирования, так как сейчас, в отличие от авиационной отрасли, проектирование идет по старинке – на кульманах. Предприятиям будет необходимо освоить роботизированное производство, что в конечном итоге снизит себестоимость выпускаемой продукции и стоимость вывода на орбиту полезных нагрузок», – добавил вице-премьер.
По его словам, в задачи госкорпорации предполагается включить вопросы создания собственной орбитальной российской станции, где можно будет осуществлять сборку сложных космических систем, а также проведение ремонтных работ.
«Мы убеждены, что создание госкорпорации обеспечит жесткий контроль за всеми предприятиями отрасли. Может быть, кто-то не знает, что, например, у РКК «Энергия» только 38% акций находятся у государства. Но это не значит, что мы не будем давать успешным частным предприятиям возможность работать», – отметил Рогозин. В итоге во вторник законопроект был Госдумой одобрен.
Плохо с деньгами и моралью
Отдельно остановился Рогозин на НПЦ им. Хруничева, недоработки в продукции которого не раз становились причинами аварий в последние годы. «В результате инвентаризации выявлена не подлежащая взысканию дебиторская задолженность, не принесшая результаты, недостача по материалам и основным средствам на общую сумму 7 миллиардов 300 миллионов рублей», – рассказал Рогозин.
Он также обратил внимание на низкие зарплаты работников космических предприятий. «Когда я впервые приехал в Центр Хруничева, я узнал, что зарплата составляет 25 тысяч рублей. Какое качество мы можем требовать? На предприятии в основном работают молодые люди из дальнего Подмосковья, которые живут в общежитии. Если мы не поднимем зарплату на предприятии, никакого качества мы не получим», – заявил вице-премьер.
В ходе своего выступления Рогозин прямо обвинил руководителей предприятий в мормальном разложении. «При таком разложении в руководстве предприятий нечего удивляться столь высокой аварийности. Космические начальники давно пребывали в своем «космосе». Надеюсь, что сила «правовой гравитации» приведет их туда, где им должно быть», – сказал Рогозин.
Позднее глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что удовлетворен работой директора Центра имени Хруничева Андрея Калиновского.
«Работой Калиновского мы полностью удовлетворены, все поставленные задачи выполняются. Могу сказать, что при инфляции в 16% в Центре имени Хруничева есть даже семипроцентное снижение стоимости продукции», – сказал Комаров.
Он отметил, что к кадровым перестановкам, в том числе связанным с последней аварией ракеты-носителя «Протон», надо подходить крайне осторожно и внимательно.
Руководство Центра им. Хруничева сменилось в августе прошлого года. Александра Селиверстова на посту гендиректора предприятия сменил Андрей Калиновский, занимавший до этого должность президента компании «Гражданские самолеты Сухого».
Центр имени Хруничева был образован в 1993 году на базе двух ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России: Машиностроительного завода имени Хруничева и конструкторского бюро «Салют». Целью создания было сохранение, укрепление и развитие научно-технического потенциала, повышение эффективности работы промышленности в новых экономических условиях и выход на мировой космический рынок.
«То, что на предприятии тяжелое положение, давно известно, – прокомментировал Иван Моисеев. – Как только новая команда пришла, они начали разбираться, что им досталось. Финансовое положение там было ниже плинтуса. Когда произошла смена власти, проблемы и вскрылись. Команда, которая принимала дела, ужаснулась и опубликовала основные параметры: финансовые, состояние технологий. Видимо, вице-премьер воспользовался материалами тогдашних исследований».
В последние годы руководители Центра им. Хруничева уходили в отставку после крупных скандалов. Работавший с 2001 года Александр Медведев был отправлен в отставку в 2005 году за неудачи с космическим аппаратом «Монитор-Э» и аварийного запуска 8 октября 2005 года с космодрома Плесецк, когда из-за ракеты-носителя «Рокот» производства ГКНПЦ был потерян европейский научный спутник «Криосат».
На смену Медведеву пришел Владимир Нестеров, который потерял эту должность в сентябре 2012 года, после того, как официально было признано, что крупные аварии последних лет произошли из-за разгонных блоков «Бриз-М», изготавливаемых на предприятии.
Нестерова осенью 2012 года сменил Александр Селиверстов. Тогда же была изменена процедура назначения руководителя предприятия, и Селиверстов, чтобы занять эту должность, участвовал в конкурсе. Правда, получилось так, что он оказался единственным, кто предоставил полный пакет документов, необходимых для участия. До того, как стать первым лицом компании, Селиверстов был заместителем генерального директора, возглавлял завод РКК в Филях.