Общество

30 апреля 2015, 08:14

В ОАК подсчитывают стоимость возобновления производства Ту-160

Фото: Скрынников/РИА «Новости»

Глава Минобороны Сергей Шойгу поставил вопрос о возобновлении производства стратегического бомбардировщика Ту-160, который не строился с начала 90-х. В необходимости самолета такого класса мало кто сомневается, но то, насколько реально и целесообразно его производство, упирается в ряд факторов.

Министр обороны России Сергей Шойгу поставил задачу проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 на Казанском авиазаводе им. Горбунова. «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка Дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160», – сказал он во время посещения предприятия.

Для решения этой важнейшей задачи необходимо консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы

По его словам, это «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности».

«Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал», – заявил министр.

«Безусловно, для решения этой важнейшей задачи необходимо консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы», – указал министр.

Шойгу также отметил, что после предыдущего посещения КАЗ на заводе отмечается положительная динамика выполнения контракта по ремонту и модернизации самолетов Дальней авиации.

Ту-160 – самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Производился с 1984 по 1992 год, за это время было выпущено 34 самолета, и больше половины из них – 19 машин – после раздела СССР остались на Украине. В Киеве заявили, что такая авиация им не нужна, и приступили к их утилизации, получив на разделку каждого самолета по миллиону долларов от США. Восемь самолетов удалось спасти – они были переданы Москве после долгих переговоров. Киев требовал за советские самолеты либо по два транспортных Ил-76 за машину, либо списания газового долга. В итоге все-таки остановились на втором варианте.

«Мы бросились считать»

Сейчас на вооружении ВВС России находятся 16 бомбардировщиков Ту-160. Они проходят модернизацию, которая должна полностью завершиться в 2020 году. Это немало, но для поддержания постоянного боевого дежурства – а Шойгу ранее заявлял, что стратегические ракетоносцы будут патрулировать самые разные районы мира – такого числа недостаточно. Выполнять функции Ту-160 сейчас не может ни один другой самолет, стоящий сейчас на вооружении. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) обещают сделать только в следующем десятилетии. Поэтому, по мнению экспертов, возобновление производства Ту-160, чтобы закрыть потребности ВВС на ближайшие годы, имеет смысл. Но здесь есть ряд вопросов: во-первых, часть комплектующих производились на Украине; во-вторых, многое даже из того, что выпускалось на территории России, больше двух десятилетий не производилось, соответственно, технологические цепочки отсутствуют, часть оборудования может отсутствовать, многие специалисты, которые работали над самолетом, уже на пенсии; в 80-е годы не было современных компьютеров, и вся документация по самолету, скорее всего, находится в «аналоговом» виде, и ее перевод в новые условия потребует времени и денег; развитие авиации сильно ушло вперед, и, если возвращаться к производству самолета, надо ставить на него новое оборудование – разработано ли оно? С учетом того, что стоящие в строю проходят модернизацию, определенный задел есть, но все ли необходимое разработано?

Уверенно ответить на эти вопросы пока не готовы сами производители, которые только начали проводить расчеты. «Шойгу поручил рассмотреть возможность, – сказал газете ВЗГЛЯД источник в Объединенной авиастроительной корпорации. – То есть это не то что мы завтра бросились сразу точить напильники. Мы бросились считать, чтобы в какой-то срок сказать Минобороны, что это будет стоить столько-то и займет столько-то времени. А дальше уже Минобороны будет решать, стоит ли овчинка выделки».

«Это комплексная задача, которую в Советском Союзе решали специальными программами», – отметил он.

«Это будет новый самолет»

По мнению эксперта центра Анализа стратегий и технологий, редактора журнала Moscow Defence Brief Василия Кашина, производство обновленной версии Ту-160, возможно, рассматривается как один из вариантов реализации программы ПАК ДА.

«На заводе хранится задел в виде двух недостроенных самолетов, к которым все время подступались, но так и не заказывали, потому что завод выставлял высокую цену, и военные годами не могли согласовать цену с заводом, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Вполне могло иметься в виду, что пора наконец разобраться и решить вопрос достройки этих двух самолетов. Может, двумя и воспроизведут.#{weapon}

В целом при многочисленных обсуждениях будущего нашей Дальней авиации в качестве одного из вариантов вопрос о возобновлении в обновленном виде производства Ту-160 обсуждался и раньше. Заявление означает, что она не похоронена, и министр считает необходимым ее изучить. Существует программа перспективного бомбардировщика ПАК ДА. Про нее мало что известно. По отрывочным данным, рассматривался вариант создания самолета с характеристиками пониженной радиолокационной заметности, способного прорывать ПВО, по образцу американского B-2. Но в то же время были и другие взгляды». Один из них, возможно, – производство нового самолета на основе Ту-160. «Они рассмотрят вопрос. Может, они действительно решат, что проще сделать улучшенную версию Ту-160, чем принципиально новый самолет».

«Поскольку Ту-160 не производился, они возьмут за основу его конструкцию, но это будет что-то сильно отличающееся. Нет уже многих поставщиков материалов и компонентов, технологию придется менять. ПАК ДА – это перспективный комплекс дальней авиации. А что вы вложите в это понятие... Это может быть новая конструкция на основе Ту-160, может, что-то похожее на B-2, может, вообще что-то футуристическое. Ясно только, что будет некий будущий бомбардировщик, поскольку есть политическое решение», – пояснил эксперт.

Он отметил, что просто так возобновить производство нельзя. «По сути это будет создание новых мощностей и новое производство. Даже чтобы делать какие-то элементы планера, надо разворачивать мощности снова. Планер у него уникальный и требует создания уникального оборудования. То есть по сути это будет новый самолет, где будет взята за основу конструкция Ту-160. За то время, пока самолеты не делались, производства либо перепрофилировались, либо закрылись. Если больше 20 лет самолеты не делались, это значит, что надо все делать заново. Потому что самолеты сильно модернизировались даже с точки зрения оборудования. Это большой объем работы и объем инвестиций в промышленность. Но это намного проще, чем делать принципиально новый самолет. Хотя, может быть, принципиально новый самолет имел бы какие-нибудь дополнительные возможности», – считает Кашин.

«Можно сделать десяток»

Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов заявил газете ВЗГЛЯД, что идея воспроизводства Ту-160 хорошая, но для ее реализации инженерам предстоит решить две принципиальные задачи. «Самые проблемные места – это в первую очередь авионика: навигационное оборудование, приборы, прицелы, системы наведения ракет, – сказал он. – У нас разработки есть, но за это надо браться. Мы делали это прекрасно, но в 90-е мы это все бросили. Вторая проблема – двигатели. Их надо постоянно дорабатывать, чтобы у них уменьшался удельный расход авиакеросина. Как это делается, у нас прекрасно знают, и это задача выполнимая. А все остальное – вполне реальные цели, если взяться за это дело как следует».

По его мнению, наладить выпуск самолета в течение года – вполне реальная задача. «Надо организовать производство собственных комплектующих. При наличии политической воли мы можем сделать это к концу года. Восемь месяцев – немалый срок. И с будущего года можно начинать выпускать», – сказал эксперт.

«Ту-160 – самолет с очень хорошими аэродинамическими качествами, с хорошим крылом, фюзеляжем. Все это хорошее надо сохранить.

Этот самолет превосходит B-1. Но у американцев уже готов B-2, и он значительно превышает возможности B-1, а значит, Ту-160, по авионике. И B-2 сделан дозвуковым. А то, что Ту-160 сверхзвуковой, в данной ситуации может быть иррационально. Время полета сверхзвуковых самолетов ограничено расходом топлива, а во-вторых, весьма утяжелен вес самолета. Тут надо, прежде чем принимать решение, посмотреть на американцев и следовать по пути B-2», – обратил он внимание.

Смирнов заключил, что пока разговоры вокруг этого самолета носят «декларативно-устрашающий характер». «Это решение – показатель того, что государство намерено укреплять ВВС нашей страны, связанные со стратегическими задачами. Их можно сделать немного, можно сделать десяток. На западе Ту-160 известен как очень грозное оружие. Это карточный ход, который говорит: ребята, внимание! Мы готовы к защите, к отпору и нанесению аналогичного удара», – отметил он.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове
Темы дня

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не увидел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

США огорчили Европу своей стратегией безопасности

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

МАГАТЭ: Саркофаг Чернобыльской АЭС утратил функции обеспечения безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что новый саркофаг на Чернобыльской АЭС утратил свои основные функции обеспечения безопасности.

Бойцы ВС России уничтожили опорный пункт ВСУ в Димитрове

В результате удара российских беспилотников в районе Димитрова (украинское название – Мирноград) было уничтожено замаскированное опорное укрытие украинских военных, сообщил командир взвода беспилотных систем с позывным «Ромео».

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

Фидан: У России много причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине

Россия имеет множество причин не доверять никому на фоне конфликта на Украине, заявил глава МИД Турции Хакан Фидан, комментируя отношения Москвы и Брюсселя, сообщает издание Altıgercek.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Удары ВСУ по Новороссийску повысили цены на энергорынке

Удары украинских дронов по Новороссийску привели к росту мировых цен на энергоресурсы, сообщило издание The National Interest.

WSJ: Европа шокирована новой стратегией нацбезопасности США

Публикация новой стратегии нацбезопасности США вызвала недоумение в европейских столицах из-за жесткой критики и требований усилить самостоятельную оборону, пишет Wall Street Journal.

Сын убил отца ради квартиры в центре Москвы

В центре Москвы сын убил своего отца ради наследства, намереваясь продать квартиру и отдать часть средств соучастнику, сообщила прокуратура Москвы.

МИД заявил о потере ЕС 1,6 трлн евро из-за санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов