Красноярский краевой суд в понедельник огласил приговор по уголовному делу криминального авторитета Вилора Струганова, известного как Паша Цветомузыка.
Приговор говорит о том, что Паша Цветомузыка, видимо, многое знает. Безусловно, там была какая-то сделка
Подсудимый признан виновным в серии убийств, совершенных в 1990-е годы, и приговорен к девяти годам лишения свободы. Вместе с ним осуждены двое подельников – Владимир Ошаров и Игорь Еловский, получившие восемь и десять лет соответственно.
Следствие установило, что Струганов организовал убийство пятерых жителей Красноярска. Среди жертв оказались сразу несколько влиятельных криминальных деятелей того времени – Анатолий Артюшков (Артюшок) и Владимир Филиппов (Филипп). Основным мотивом совершенных преступлений послужило желание устранить конкурентов.
По одному эпизоду суд Струганова оправдал – по делу об организации убийства криминального авторитета Толмачева в 1994 году.
Суд вынес наказание намного мягче, чем предлагало обвинение. В ходе прений сторон прокурор просил для Струганова 25 лет лишения свободы с отбыванием первых семи лет в тюрьме, остальных – в исправительной колонии строгого режима. Ошарову – 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима, Еловскому – 15 лет в колонии строгого режима.
После оглашения приговора прокуратура заявила о намерении оспаривать его. Как сообщила журналистам представитель обвинения от прокуратуры Светлана Кладкина, она не согласна с рядом доводов суда, прозвучавших в приговоре. Прежде всего с тем, что по нескольким убийствам обвинения с осужденных сняты «за истечением срока давности». По ее мнению, это обстоятельство повлияло на низкие сроки наказания, передает ТАСС.
«Мы не согласны с тем, что вина Струганова в организации убийства Толмачева не доказана. Мы будем обжаловать приговор Струганова целиком», – приводит слова прокурора РИА «Новости».
Известный криминолог, доктор юридических наук, профессор Яков Гилинский сказал газете ВЗГЛЯД, что приговор в девять лет за несколько убийств «кажется парадоксальным». «Вопрос доказанности, вопрос его роли. Похоже, что он сам не убивал, а в какой-то форме соучаствовал. Здесь много юридических тонкостей. Не зная досконально материалов уголовного дела, сказать просто невозможно», – заметил, однако, он.
Криминолог обратил внимание: несмотря на то, что многих одиозных персонажей ельцинской эпохи время от времени предают суду даже спустя десятилетия, это далеко не все, кто тогда активно действовал. «Одно громкое имя возникает – мы вспоминаем. А сколько еще героев 90-х благополучно живут в России и за рубежом?» – вопрошает он.
Напомним, Вилор Струганов в начале прошлого года был объявлен в международный розыск. Показания на него дали подельники. В марте криминального авторитета задержали на юго-западе Москвы и этапировали в Красноярск.
Ходка за ходкой
Струганов родился 24 сентября 1962 года в женской колонии города Мариинска Кемеровской области, где его мать отбывала наказание за кражу овощей из столовой, которой она заведовала. Своему сыну она дала имя по первым буквам фразы «Владимир Ильич Ленин организатор революции».
Первую судимость Паша Цветомузыка получил в 22 года за кражу джинсов на красноярском рынке. В 26 лет был осужден за похищение человека с целью требования выкупа.
Известность получил в 90-е годы. В 2001 году был задержан по подозрению в организации двух взрывов в Красноярске накануне выборов в законодательное собрание Красноярского края и в покушении на убийство красноярского предпринимателя Андрея Михеева, известного под кличкой Рембо. Струганов тогда баллотировался в депутаты и поручил киллеру два задания – убить Рембо и заложить взрывное устройство в школе, где должен был выступать Струганов. Но Рембо остался жив, а при попытке заложить устройство в школе киллер погиб. Тогда в СМИ писали, что протекцию Паше Цветомузыке оказывали высокопоставленные должностные лица региона вплоть до первого вице-губернатора Красноярского края Людмилы Селивановой.
В 2004 году Паша Цветомузыка был приговорен к девяти годам колонии строгого режима.
«До сих пор не в авторитете»
С именем Струганова связано еще одно уголовное дело, возбужденное против его бывшего компаньона – экс-директора Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова, активного участника «алюминиевых войн». В сентябре 2000 года большой резонанс вызвали сообщения СМИ о том, что в квартире на Кутузовском проспекте Москвы были обнаружены тела Паши Цветомузыки и его приятеля Славы Палача. Как выяснилось, это была инсценировка.
В июне 2002 года Мещанский суд Москвы признал Быкова виновным в организации покушения на Струганова и приговорил к 6,5 годам условно.
Бывший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления уголовного розыска МВД Евгений Черноусов сказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что дело Быкова, в котором Паша Цветомузыка был потерпевшим, намного важнее, чем все дела, по которым он проходил обвиняемым. «В конечном итоге Быков получил 6,5 лет условно. Это говорит о том, что была сделка. Паша Цветомузыка одно время был нужен, его центральный аппарат МВД привлек, насколько я понимаю. А потом он стал не нужен, о нем забыли, и опять воскрес из пепла в марте прошлого года», – сказал он.
«Он никогда не занимал лидирующего положения в преступном мире. Его было не слышно и не видно. Проявил себя только по делу Быкова.
Если бы он был авторитетом, он бы никогда не согласился на участие в такой афере – быть потерпевшим. Это «не по понятиям». Поэтому он до сих пор не в авторитете», – добавил эксперт.
Комментируя приговор, оглашенный в Красноярске, Черноусов сказал, что это «мутное какое-то дело». «Когда дают такой срок – девять лет по несколькими умышленным убийствам – это говорит о том, что все это шито белыми нитками. Приговор говорит о том, что Паша Цветомузыка, видимо, многое знает. Безусловно, там была какая-то сделка. И я полагаю, что он не полностью выполнил свою миссию. Находясь в колонии, он может быть востребован. Мне кажется, он еще не отработанный материал».
«Эти коллизии, на первый взгляд, странные, но, с другой стороны, закономерные. Какие-то там разногласия, возможно, и Быков к ним причастен. Паша оказался между несколькими группировками, которые делят сферы влияния. На сегодня победила та, которая посчитала, что он должен находиться в местах лишения свободы девять лет», – заключил он.