В понедельник в Счетной палате заявили, что стоимость ряда объектов космодрома Восточный оказалась завышенной на 20% из-за применяемой системы так называемых сметных нормативов. В результате лишние расходы бюджета должны составить 13 млрд рублей.
Там есть нормативы на ремонт русской печи, устройство деревянных мостовых
«Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов или даже целых отраслей», – сообщили в пресс-службе Счетной палаты.
«Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20–45%», – заявил аудитор Сергей Агапцов, подготовивший итоговый доклад после проверки строительства космодрома.
Минстрой, по данным Счетной палаты, передал реализацию государственной функции по разработке сметных нормативов подведомственному ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (ФЦЦС). Разрабатывал и проводил экспертизу новых сметных нормативов также ФЦЦС. Во время проведения контрольного мероприятия руководство центра препятствовало работе инспекторов и не предоставляло документы в срок, отмечает Счетная палата. «При наличии объективной потребности проведения государственной политики в вопросах ценообразования и сметного нормирования эта функция фактически на сегодня утрачена. Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет», – заявил аудитор Юрий Росляк.
Сейчас действуют более 150 подобных сметных нормативов, характеризующихся направленностью на увеличение стоимости строительства, говорится в релизе. При этом подобные нормативы применяются госзаказчиками и крупными коммерческими организациями с госучастием, среди которых Росатом, ФСК ЕЭС и РЖД, а также при реализации таких проектов, как «Приморский океанариум».
«Система нормативов у нас безобразна, – сказал газете ВЗГЛЯД проректор по научной работе МАРХИ Илья Лежава. – Непонятно, как распределяются средства на различные стадии проектирования. Раньше все было понятно: столько-то процентов эскиз, столько-то остальное. А сейчас ничего не поймешь, все делают, как им надо. Особенно когда допускаются к строительству иностранцы. Происходит это очень просто: приглашают иностранца, он делает эскиз – даже не проект, а просто эскиз. Ему платят огромные деньги. А на оставшиеся деньги нанимают наших проектировщиков, которые вынуждены делать проект. А те деньги, которые ушли за границу, делятся в равных пропорциях».
«Предположим, вам по госзаказу нужно построить мост. Вы приходите в ФЦЦС и просите составить вам индивидуальную смету с учетом ваших «сложных климатических условий». Платите им деньги за разработку и просите плеснуть «жирку», разогнав стоимость объекта на 20–50%. Наша организация провела в свое время экспертизу сметы стадиона «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Нашли завышение на 60–80%. Представили заключение, но смету так и не изменили», – пояснил президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин, слова которого приводит «Комсомольская правда».
Он рассказал, что ФЦЦС раз за разом переиздавал советские нормативы без изменений. «В сметных нормативах законсервированы технологии строительства 1950-х годов. Там есть нормативы на ремонт русской печи, устройство деревянных мостовых. До недавнего времени было прописано, что срезка асфальтобетонного слоя должна идти вручную. То есть люди с киркой и лопатами ходят по дорогам и ковыряют асфальт, хотя это давно делают машины. Удивительные вещи», – сказал он.
«Это, если так можно сказать, послевкусие 90-х и нулевых, когда не было жесткого контроля за расходованием бюджетных средств, – сказал газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. – Сегодня мы усиливаем механизмы парламентского контроля, повышаются требования к работе Счетной палаты, она более тщательно и вдумчиво подходит к проверкам. Соответственно, результаты проверки будут проработаны правоохранительными органами, экспертным сообществом. Если здесь умысел, то это повлечет уголовно-правовые последствия. Если здесь нет признаков состава преступления, то, думаю, будет принято решение в административном, дисциплинарном и гражданско-правовом порядке».
По его словам, нормативы, которые становятся причиной лишних расходов, будут изменены, а мотивы, по которым их утвердил Госстрой, еще будут проверены.
Ранее Минстрой сообщил, что ФЦЦС могут реформировать для эффективности выполнения госзадач. По словам представителя ведомства, созданное в ноябре 2013 года министерство провело несколько проверок ФЦЦС, по итогам которых пришло к выводу, что работа центра неэффективна, непрозрачна и не отвечает государственным задачам по ценообразованию с привлечением бюджетных средств. Так, при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, а объективность их оценок вызвала серьезные вопросы.
В пресс-службе министерства поясняли, что это и стало причиной увольнения главы ФЦЦС Евгения Ермолаева в 2014 году, а документы по его деятельности уже находятся в правоохранительных органах. Минстрой добавлял, что итоги его проверок позже совпали с выводами Счетной палаты и Федеральной антимонопольной службы.