В четверг вице-спикер народного совета ДНР Денис Пушилин заявил, что Донбасс обладает потенциалом для импортозамещения ряда позиций товаров, которые перестали ввозить в Россию из-за санкций.
Огромный потенциал находится в Мариуполе, на данный момент он дает больше 50% всей металлургической промышленности Украины. Где завтра окажутся эти предприятия, мы не знаем
«Те заводы, которые находятся на нашей территории, имеют достаточный потенциал, а РФ невыгодно строить заново завод», – пояснил Пушилин, выступая на круглом столе в Ростове-на-Дону, передает РИА «Новости».
По его словам, ДНР «не намерена как регион быть иждивенцем». «У нас есть потенциал и по машиностроению, и по углю. Нам необходимо понимать, как продавать, куда продавать», – сказал он.
До начала распада бывшей УССР на территории Донецкой области было сосредоточено 20% всей промышленности постсоветского украинского государства, а предприятий металлургии и топливной промышленности было вдвое больше, чем во всех остальных областях вместе взятых. Даже сейчас, когда власти ДНР контролируют лишь часть территории бывшей Донецкой области, у них остается серьезная промышленная база. В одном только Донецке находится около 200 предприятий, в том числе 22 машиностроительных завода, восемь предприятий химической промышленности, десятки шахт. Крупнейшими являются Донецкий электрометаллургический завод, завод холодильников «Норд», Донецксталь, Донецкгормаш. В Луганске 13 машиностроительных заводов, три металлургических предприятия, 10 других заводов. В городе находятся такие предприятия, как Лугансктепловоз, Луганский авиационно-ремонтный завод, Луганскгормаш, Луганский трубный завод, Луганский патронный завод, Луганский литейно-механический завод.
В Горловке находится Артемуголь и крупнейший в бывшей УССР производитель минеральных удобрений «Стирол», в Харцызске – Харцызский трубный завод, крупнейшее в СНГ предприятие по производству труб большого диаметра для магистральных газо- и нефтепроводов. В Северодонецке Луганской области находится 11 предприятий машиностроения и приборостроения, Северодонецкий химико-металлургический завод (СХМЗ), десятки других предприятий. Металлургические предприятия есть также в Енакиево и Макеевке.
В целом число заводов и фабрик в ДНР и ЛНР идет если не на тысячи, то на многие сотни. Из-за войны предприятия загружены лишь незначительно. На прошлой неделе руководитель управления стратегии развития промышленности при аппарате главы ДНР Евгений Лавренов заявил, что промышленность ДНР работает лишь на 10% мощности по сравнению с периодом до начала войны.
«Потери промышленности в результате военных действий и блокады со стороны Украины – до 90%. Флагманы нашей промышленности при последних обстрелах понесли такие потери, что нам месяц надо на восстановление», – заявил он.
К примеру, на металлургическом заводе в Енакиево разрушена распределительная подстанция, на макеевском филиале ЕМЗ разбиты газоводы. На восстановление этих объектов нужно от 10 дней до месяца, сказал он.
В то же время председатель народного совета ДНР Андрей Пургин заверил в четверг газету ВЗГЛЯД, что при поступлении заказов наладить производство на предприятиях Донбасса – не проблема. «Если наши предприятия будут допущены до рынка госзакупок России и Евразийского экономического союза», – оговорился он.
«Процентов семьдесят наших предприятий и работало на Россию и на российский рынок госзакупок. Они не работают с тех пор, как были отлучены от российского рынка госзакупок 1 января 2014 года, что буквально за три месяца привело к падению машиностроения более чем в три раза», – сказал Пургин.
«Большую часть из них постепенно можно запустить, – отметил он. – Если мы сможем найти метод доставки товаров на территорию Российской Федерации и участия в тендерах госзакупок, то наши предприятия будут работать и дадут свой вклад в импортозамещение».#{ussr}
«Возможно, где-то есть какие-то повреждения, но они не носят тотального характера. Украина была заточена на то, чтобы бомбить население, жилые кварталы и коммуникации. Предприятиям доставалось меньше», – пояснил политик.
«Думаю, что они в большей степени могут заменить не западную продукцию, а ту, которую традиционно поставляла Украина, – высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев. – Российская Федерация имела очень тесную промышленную кооперацию с Украиной. Только в авиапроме в систему кооперации входило более 50 предприятий Украины. Юго-Восток – это наиболее технологически развитые области, и там остался технологический и кадровый потенциал. Если Минск-2 будет выполняться, становление нормальной мирной жизни – очень важный фактор. Для этого должны заработать не только органы местного управления, соцзащиты, но очень важно восстанавливать и промышленный потенциал. Это в интересах и России, и Украины, и непризнанных республик. Экономическое сотрудничество должно приветствоваться».
«У них с учетом развития больших объемов добычи угля особое значение имеет машиностроение, горнорудная промышленность, – конкретизировал он. – Кроме того, были хорошие компетенции в электростроении, приборостроении. Сложно сказать, что у них осталось, но сейчас важна не столько техническая база, сколько квалификация персонала и готовность интегрировать те производственные мощности, которые имеются, во внутреннюю и внешнюю кооперацию.
Сейчас конкурентоспособными являются те сегменты продуктовой линейки, где существует серьезное разделение труда, в том числе международное. А низкая зарплата делает весьма конкурентоспособной не только продукцию Юго-Востока Украины, но и экономику всей Украины в случае нормализации обстановки и проведения нынешним руководством Украины вменяемой экономической политики. Поэтому можно только приветствовать мирный процесс, и я с большим удовлетворением воспринял бы не только кооперацию с Юго-Востоком Украины, но и в целом расширение кооперации на всем постсоветском пространстве».
«Многие, кто говорит о войне в Донбассе, зачастую даже не понимают, что такое Донбасс, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД руководитель украинского Центра евразийских исследований, политолог Владимир Корнилов. – Это самый крупный по населению регион Украины, в этом регионе плотность населения была выше, чем во всех остальных областях Советского Союза, если Москву не считать. Конечно, у этого региона колоссальный потенциал. Неоднократно у России, у Советского Союза были периоды, когда Донбасс спасал страну, наполнял ее продукцией, металлом, углем и т. д. Но одно дело потенциал, а другое – нынешние возможности. Даже если вдруг предположить, что завтра наступает полный мир, надо понять, что очень многие работники разъехались, погибли, как это ни печально, некоторые покинули этот регион навсегда. Донецкий металлургический завод, масса шахт, горловская химия, колоссальный Алчевский металлургический комбинат. Но чтобы запустить их на полную катушку, нужно, во-первых, воспитывать новых работников, а главное – создавать всю инфраструктуру. Можно запустить горловское предприятие химической продукции, тот же «Стирол», но как поставлять туда сырье и как доставлять потом обратно, если дороги разбомблены, железнодорожные мосты взорваны?»
«Огромный потенциал находится в Мариуполе, – отметил он. – На данный момент он дает больше 50% всей металлургической промышленности Украины. Где завтра окажутся эти предприятия, мы не знаем – ДНР не отказывается от претензий на всю территорию Донецкой области».
«Я уверен, что рано или поздно значительная часть экономики будет восстановлена. А если говорить о замещении товаров по санкциям, это нужно делать сейчас. Взорвать мост можно за полчаса, что в Донбассе и сделано, а построить мост – на это потребуются месяцы и годы», – заявил эксперт.