Глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров выступил в четверг с докладом на заседании Совета по космосу Российской академии наук, где назвал приоритеты Федеральной космической программы (ФКП) до 2025 года.
У нас также в ФКП есть проекты и исследования, которые посвящены и возвращаемым ступеням
«Обеспечение летных испытаний «Ангары» с ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения), обеспечение запусков к МКС с Восточного в 2023 году, исследование Солнца в рамках проекта «Резонанс», развитие и поддержание орбитальной группировки, фундаментальные космические исследования, в том числе исследование Луны с запуском пяти космических аппаратов, поддержание работы МКС до 2024 года, сохранение места на мировом рынке космических запусков», – перечислил он.
«Основной упор в докладе делался на научной составляющей, – рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института космических исследований Максим Литвак, присутствовавший на заседании Совета по космосу. – Лунная программа является одной из приоритетных. С точки зрения пилотируемой космонавтики ближайшие задачи – доработка перспективной ракеты «Ангара» и перспективного корабля вместо «Союза». Это главные цели на горизонте с учетом того, что финансирование не безгранично. Сейчас идет сложное взаимодействие с остальными ведомствами по утверждению бюджета этой федеральной программы. С какими-то ведомствами уже согласовано, с какими-то идет обсуждение».
«У нас тоже есть»
Что касается сохранения места на рынке пусков, о котором упоминал Комаров, то случившееся недавно успешное приземление первой ступени американской ракеты Falcon 9 поставило российские позиции под угрозу.
«Это внушает уважение – прокомментировал Комаров возвращение первой ступени ракеты американской компании SpaceX, передает РИА «Новости». – Мы надеемся, что то, что сейчас делают американские промышленники, в будущем приведет к снижению себестоимости космических аппаратов».
По его словам, российские разработчики в настоящее время работают над аналогичным проектом: «У нас также в ФКП есть проекты и исследования, которые посвящены и возвращаемым ступеням, и возможности использования многоразовых кораблей», – сказал он.
Старая история
О том, что в России ведутся работы по созданию семейства ракет-носителей с многоразовым блоком, сообщалось еще в начале 2012 года. Сотрудник Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева Игорь Биркин рассказывал тогда, что система включает возвращаемый ракетный блок и одноразовую вторую ступень.
«На предыдущих этапах работ Центр им. Хруничева определил облик, необходимые научно-технические решения, в том числе состав демонстраторов МРКС для наземной и летной отработки, – рассказал Биркин. – Системный демонстратор, предназначенный для комплексной отработки на земле и в полете всех основных ключевых элементов системы возвращаемого ракетного блока, предлагается создавать на основе задела по одноразовому ускорителю ракет семейства «Ангара» и задела по многоразовому ускорителю «Байкал», – уточнил он.
«Это очень старая история, – рассказал газете ВЗГЛЯД про многоразовый ускоритель «Байкал» научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – Сделали макет, который возили по выставкам, но реальных разработок – а требуются масштабные разработки – в этом направлении пока нет. Собственно, сама схема посадки требует аэродрома, развития инфраструктуры. Если это делать, то в далекой перспективе возможно».
«В ФКП этой программы (возвращаемых ступеней) не было до последнего момента, так что это требует еще лет десять разработки. Сейчас есть бумаги, есть макет, а от этого до летающей конструкции – очень большой путь. Саму «Ангару» мы делали 20 лет. А это новая конструкция, опыта по которой у нас нет», – заключил эксперт.
Не самоцель
Моисеев отметил, что ракета должна делаться под конкретные задачи и быть экономически эффективной: «У SpaceX были две хорошие идеи, которые вписывались в экономику. Первая – простые двигатели, которые мы считаем устаревшими, но они дешевы в разработке и производстве. А вторая – делать возвращаемую первую ступень. Ракета изначально была заточена под экономическую эффективность. И если идти по этой дороге, неизбежно придется делать точно так же: брать новую конструкцию ракеты и смотреть, как ее делать максимально экономически эффективной. Окажется эффективным возвращать первую ступень (если правильно подойти, то может, как и продемонстрировано) – значит, нужно делать возвращаемую. А «Байкал» потому и тормозит, что не продемонстрирована экономическая эффективность», – пояснил он.
«Возвращение первой ступени – не самоцель. Нужно сделать вывод в космос дешевле, быть конкурентоспособными на мировом рынке – вот задача. А какими техническими средствами это достигается, уже неважно. SpaceX это хорошо продемонстрировали: очень быстро создали простую ракету на простейших компонентах», – подчеркнул ученый.
Напомним, по задумке создателей ракеты Falcon 9 отработавший элемент носителя повторно должен включить двигатели и в вертикальном положении опуститься на специальную морскую платформу размером с футбольное поле, раскрыв посадочные опоры.
Первый эксперимент по посадке первой ступени на плавучую платформу состоялся в январе нынешнего года и был неудачным. Посадка оказалась жесткой: разгонная ступень взорвалась и развалилась на несколько частей. По словам Илона Маска, ступень не смогла плавно приземлиться на плавучую баржу из-за недостаточного объема гидравлической жидкости в системе аэродинамической стабилизации.
В феврале первая ступень ракеты Falcon 9 приземлилась мягко, но в океан: из-за неблагоприятных погодных условий плавучая платформа не была направлена к месту падения ракеты.
В апреле ракета приземлилась на платформу, но, как сообщал владелец компании SpaceX Илон Маск, «слишком грубо для того, чтобы выжить».
В июне пуск и вовсе был неудачным: ракета, которой предстояло вывести на орбиту космический грузовик Dragon с грузом для МКС, потерпела крушение, или, как сообщили в НАСА, просто «развалилась».
Возвращение первой ступени ракеты при этих экспериментах ставилось в качестве дополнительной задачи, то есть во всех случаях, кроме июньской аварии, она все равно выводила на орбиту полезную нагрузку.
По мере того как технология становится все более отработанной, эксперты прогнозируют снижение стоимости пусков компании SpaceX на 20–30%. А между тем запуск Falcon 9 и без того дешевле, чем у конкурентов: от 56 до 77 млн долларов, в то время как запуск российского «Протона» или европейской ракеты Ariane 5 обходится в 100 млн и 200 млн соответственно.
В декабре Россия успешно испытала ракету-носитель тяжелого класса «Ангара-А5», которая со временем заменит «Протоны», но пока ее запуск стоит еще дороже. Кроме того, для коммерческих запусков «Ангару» начнут использовать еще не скоро, первое время она будет выполнять государственную программу.