Дебаты о том, что это за праздник такой – Хэллоуин – и стоит ли перенимать России эту западную традицию, ведутся уже не первый год, как минимум с начала «нулевых», а то и раньше. Представители традиционных российских религий, в первую очередь Русской православной церкви и исламской уммы, категорически против. Но, невзирая на это, Хэллоуин продолжает отмечаться если не повсеместно и официально, то в рамках частных и коммерческих инициатив довольно широко.
С Хэллоуином, православные!
Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?
В этом году День всех святых неожиданно стал предметом околополитической повестки. Губернатор Крыма Сергей Аксенов заявил, что в школах полуострова никаких мероприятий, связанных с Хэллоуином, быть не должно в принципе. Проследить за выполнением своего требования он обязал Министерство образования республики. «Специалисты – педагоги, психологи – высказывают обоснованные опасения, что игры с образами зла могут быть опасны для неокрепшей детской психики», – заявил он.
Вопрос по данному поводу журналисты впоследствии адресовали пресс-секретарю президента России. Дмитрий Песков уведомил, что данная тема в Кремле вообще не обсуждается, так как «полно других вопросов на повестке дня». «А вообще, это не совсем наш праздник, и, судя по всему, формально такого празднования ни в каких школах нет», – добавил он.
Формально Песков не совсем точен. Мероприятия, связанные с праздником, проводятся и в некоторых школах, например, на Сахалине «в рамках знакомства с традициями англоязычных стран». Такая формулировка представителей церкви обычно не успокаивает.
Одним из первых публичных высказываний на тему праздника стала реплика отца Всеволода Чаплина в 2003-м: «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное».
#{image=454039}В 2011 году протодиакон Андрей Кураев, который частенько транслирует по общественным вопросам иную точку зрения, нежели Чаплин, Чаплина весьма однозначно поддержал. «Для Католической церкви это День всех святых, праздник рая, а здесь предлагается, напротив, что-то радикально антихристианское вспомянуть и натянуть на себя данную харю. Может, и можно было бы играть в эти хари в обществе традиционно христианском, где есть представление о норме. Когда есть норма, то можно и пошутить. А здесь, напротив, происходит возвеличивание того, что считают исключением из нормы, и эту анормальность дают в качество нормы», – подчеркнул он.
А в прошлом году о Хэллоуине в числе прочих резко высказался и отец Димитрий Смирнов: «Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник всех святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю».
В этом же монологе отец протоиерей задает риторический вопрос: а почему бы тогда в России наряду с Хэллоуином не прославлять индийского бога Ганешу? И как в воду глядел – вопрос оказался не риторическим. В 2015-м резонансным событием в религиоведческих кругах стало проведение в ряде регионов страны «индийского фестиваля красок Холи». Это мероприятие с очень четким индуистским и религиозным контекстом, и в нем тоже идет речь о борьбе божеств с демонами. В общем, некие попытки культурной инфильтрации имеют место быть не только с Запада, но и с Востока.
Накануне нынешнего Хэллоуина ряд богословов тоже высказались вполне определенно. И не только православных. Например, имам-хатыб Белой мечети Татарстана Руслан хазрат Фархутдинов заявил: «Ребенку необходимо объяснить смысл этого праздника. Любой адекватный человек, отличающий белое от черного, понимает, что никакой пользы от этого праздника нет. Если детям нужны чудеса, то их лучше искать в христианстве и исламе. Иисус Христос и Магомет сотворили много чудес. Они были пророками, и Господь наградил их даром творить чудеса. А в омерзительном сатанинском празднике Хэллоуине нет ничего чудесного. Наоборот, он угнетает детскую психику. Сейчас идет насаждение чужой идеологии, близкой по духу самому шайтану – сатане. Но надо объяснить детям, что в сатанизме не стоит искать чудеса – их надо искать в традиционных религиях».
Вторит словам имама клирик Татарстанской митрополии, иерей Сергий Карпухин: «У российских народов своя культура и свои религиозные традиции, поэтому для нас Хэллоуин – это не праздник. Хэллоуин насаждается извне, с Запада. Русская православная церковь четко говорит, что этот праздник языческий и бесовский, поэтому христиане не должны его отмечать. Мы должны соблюдать свои традиции, в том числе и религиозные».
Согласен с этими тезисами и скандально известный депутат питерского Закса Виталий Милонов, который придумал, чем заменить празднование Хэллоуина в России. По его словам, «если в том же парке имени Бабушкина позвать диаспоры – чеченскую, татарскую, крымско-татарскую, эвенков – и сказать: «Ребята, давайте так – приходите и делайте фестиваль своих кухонь», знаете, сколько людей придет с удовольствием? И с детьми, и без детей, и пенсионеры».
Не все православные, однако, готовы бороться с западной традицией столь мирным путем. Например, в Краснодаре православные общественники и активисты планируют «провести несколько рейдов по клубам, где будет праздноваться Хэллоуин». Об этом заявил в СМИ лидер «Православного союза» Роман Плюта, пояснив, что «при возникновении каких-либо эксцессов участники патруля планируют делать замечания нарушителям общественной морали». «В случае откровенного пренебрежения правилами общественного поведения активисты намерены обращаться с заявлениями в органы правопорядка – полицию и прокуратуру», – пообещал он. В общем-то, благое дело, но почему только в этот праздник? Ввели бы «православный общественный патруль» в каждый пятничный вечер. Поучили бы морали отдыхающих.
В этом контексте куда более позитивной выглядит инициатива с «оправославленным Хэллоуином», который пройдет в Хабаровске. Мероприятие проводит православная молодежь из движения «Курс-Восток». В программе молебен и тыквенный пирог с лекцией о сути праздника Дня всех святых.
Культ потребления
В общем, если пройтись по медиаполю, то вырисовывается довольно странная картина. Ни один из федеральных спикеров ничего хорошего о пресловутом празднике не говорит. Либо плохо, либо ничего. Но очень многие люди продолжают его праздновать. Как и День святого Валентина или святого Патрика, как тот же праздник Холи, уже упоминавшийся выше. Отчего так?
Многие богословы говорят о некоем «навязывании с Запада». Но кто эти «навязыватели» и как вообще можно навязать праздник? Навязать можно тяжелый труд, который из-за самого факта навязывания будут выполняться из-под палки и чисто формально. С тем же Хэллоуином проблема скорее в том, что он красочен, шумен и, безусловно, глуп, как и большинство карнавалов – в этом их задача. Карнавальное действо – это отдых для разума. И его при этом, конечно, не навязывают, а раскручивают коммерчески.
В Европе и США любой праздник, будь то Хэллоуин или Рождество – это, в первую очередь, коммерческий проект, который в рамках каких-то ритуальных условностей единого культа потребления увеличивает добровольные траты населения и, соответственно, прибыль разного рода структур. От магазина тыкв до фабрики ёлочных игрушек – в зависимости от праздника.
Что же до школ, то там это самодеятельное празднование вызвано отчасти тем, что нужно чем-то загрузить отчетность по внеклассной работе. Сахалинский педагог эту остаточную (еще с 90-х годов) тенденцию обозначила с хрестоматийной четкостью: «с традициями знакомим». На практике, добавим мы.
Однако, учитывая медийный резонанс, думается, что в ближайшие пару лет Хэллоуин из школ и прочих учебных заведений уйдет, оставаясь в клубах, барах и пабах, и то далеко не всех. В принципе, наверное, это правильно. Запрещать народу проводить время именно таким образом, если это не нарушает закон, значит, стимулировать массовый интерес. И без того подогреваемый коммерчески.
Но рекомендовать не участвовать – почему бы и нет? В стране свобода слова. Свобода праздников, даже самых экзотических, тоже относится к этому. С религиозной же и, паче чаяния, моральной точки зрения говорить в случае Хэллоуина нужно, скорее, не о сатанизме или оккультизме. Граждане, которые подходят к вопросу этого праздника именно так и называют его, как правило, Самайн, тоже имеются, но это уже отдельная история, которая скорее в компетенции сектоведов, правоохранителей и психиатров (в зависимости от «хардкорности» церемоний, проводимых особо идейными гражданами).
В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?