В октябре Минобороны должно окончательно решить, какой из двух претендентов на звание основного стрелкового комплекса России войдет в состав экипировки «солдата будущего» – «Ратник». Этот комплект объединяет в себе современное стрелковое вооружение, системы прицеливания, защиты, электронные средства связи, навигации и целеуказания.
Основой «Ратника» военные считают новый стрелковый комплекс, который должен прийти на смену АК-74, основному автомату современной российской армии. Претендентов два: АК-12 концерна «Калашников» – недавно обновленная версия знаменитого автомата АК-74, и созданный еще в 80-х годах прошлого века АЕК-971 Ковровского завода имени Дегтярева.
Калашников устаревает
Автомат Михаила Калашникова образца 1947 года – легенда советского оружейного производства, один из символов России, единственный автомат, попавший на гербы ряда стран, самый массовый стрелковый комплекс в мире.
По миру ходит более 100 млн единиц АК-47 – если считать все версии, выпущенные в том числе нелегально во многих странах. Для сравнения: израильских УЗИ выпущено до 10 млн, до 7 млн автоматических винтовок, автоматов и пулеметов семейства FN FAL (их производят в Бельгии, США, Канаде, Австрии) и примерно столько же автоматических винтовок Heckler & Koch. На таком же уровне оценивается объем американских автоматических винтовок семейства М-16.
За 67 лет существования АК-47 на его базе было создано целое семейство стрелковых комплексов. Это и АК-74М, АКС-74, и укороченные АКС-74У со складывающимся прикладом и патроном калибра 5,45 × 39 мм, и АК-101 «под натовский патрон» 5,56 × 45 мм, АК-103 под патрон 7,62 × 39 мм 1943 года, и малогабаритные автоматы АК-102, АК-104, АК-105 под все три патрона, а также ручные и танковые пулеметы РПК и ПКТ, другие виды стрелкового оружия. Все они унифицированы, идентичны по принципам работы, что облегчает обучение стрельбе и делает оружие, как говорят специалисты, «ремонтопригодным». То есть комплектующие от одного автомата легко подходят к другому, а значит, нет проблем со снабжением армии запчастями.
Все подобное оружие в мире уже называется не автоматами, а стрелковыми комплексами. Потому что в них, кроме собственно автомата, как дополнительные конструкции входят подствольные гранатометы, ночные и дневные приборы прицеливания, специальные боеприпасы, магазины, штык-ножи и прочие приспособления, необходимые пехоте в бою.
Тем не менее военные давно и объективно недовольны легендарным стрелковым оружием. Главная претензия к «калашу» – точность, а точнее, кучность попадания в цель. Создавался АК в те времена, когда нужно было оружие для массовой, плохо обученной армии. Десятилетия его эксплуатации – следствие не только гениальных рук Михаила Калашникова, создавшего столь совершенный механизм, но и инерции гигантской военной машины. Советский задел из миллионов автоматов Калашникова мешал внедрению новых образцов оружия – как по экономическим, так и по техническим причинам. Существующие в России оружейные заводы могут производить миллионы копий АК-74 и боеприпасов к нему. На складах, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, лежит 15 миллионов автоматов системы Калашникова.
Однако времена меняются. За последние 20 лет советская, а затем и российская армия сократилась с пяти до менее чем одного миллиона. Изменился характер угроз, прогнозируемых Россией. Сегодня, для армии по крайней мере наполовину контрактной, необходим гораздо более точный стрелковый комплекс – пусть даже за счет его усложнения.
Сложности выбора
И такое оружие у России есть. Это и автомат АН-94 «Абакан» лауреата Государственной премии Геннадия Никонова, и автомат АЕК-971, который сделали в специальном конструкторском бюро Ковровского механического завода имени Дегтярева Александр Константинов и Алексей Исаков. Все они сложнее по конструкции, чем «калаши», хотя с первого взгляда их не сразу и отличишь один от другого.
Но главное – если при стрельбе из калашникова очередями вторая и третья пули всегда отклоняются в сторону, то у «Абакана» первые две ложатся в круг, равный диаметру пятикопеечной монеты, у АЕК-971 сразу три пули попадают в такой кружок. Такая кучность попадания делает эффективность стрельбы выше на 15–20%. И это, возможно, ключевой момент в выборе нового автомата. Как объяснили газете ВЗГЛЯД в Минобороны, если новый стрелковый комплекс превосходит своего предшественника по основным характеристикам не более чем на 10%, его постановка на вооружение бессмысленна.#{weapon}
«России больше не нужна массовая армия, – уверен редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – АЕК-971 прежде всего ориентирован на контрактника, для которого служба – профессия». Отличительная особенность АЕК-971 – система автоматики, компенсирующей отдачу специальным устройством – балансиром, двигающимся в противоположном затворной группе направлении, что и обеспечивает попадание первых трех пуль в «копеечку».
Но не так давно концерн «Калашников» анонсировал новый автомат своего семейства, названный АК-12 и, как уверяют разработчики, лишенный недостатков своего именитого предшественника, но сохранивший его достоинства. В попытке опередить конкурентов конструкторы АК-12 поработали над повышением кучности и уменьшением отдачи и задирания ствола. Теперь ось ствола находится ближе к пистолетной рукояти, что существенно уменьшает отдачу. На прикладе появился резиновый затыльник – это незначительное дополнение сделало стрельбу более удобной для стрелка. АК-12 приспособлен и для правшей, и для левшей, затворную группу можно переставить под себя. Кроме того, у АК-12 рукоятка затворной рамы теперь не будет двигаться при стрельбе и перенесена ближе к цевью. Решена проблема открытой щели между ствольной коробкой и ее крышкой.
В итоге в испытаниях для Минобороны стали участвовать два стрелковых комплекса – АЕК-971 и АК-12. Утечки о результатах конкурсных испытаний противоречивы. По некоторым данным, ковровский автомат показал лучшую кучность и точность стрельбы, чем АК-12 и даже АН-94 «Абакан», в том числе при стрельбе очередями из неустойчивых положений. И в итоге, писали некоторые СМИ, именно он и был выбран для прохождения итоговых госиспытаний в рамках системы «Ратник». Однако в концерне «Калашников» тут же заявили, что именно АК-12 показал себя более качественным продуктом, чем автомат завода имени Дегтярева.
«Мы прошли предварительный отбор, – заявляют в концерне «Калашников». – У завода Дегтярева несколько лучшая позиция только потому, что он представил автомат на единой платформе, а мы на разных: это АК-12 калибра 5,45 и калибра 7,62 на базе АК-103».
«Автомат АК-12 концерна «Калашников» еще имеет шанс попасть в экипировку «Ратник», – уверяет и глава госкорпорации «Ростех», куда входит «Калашников», Сергей Чемезов. – Надеемся, что наш автомат АК-12 выиграет».
Бывший начальник вооружений Минобороны Анатолий Ситнов скептически оценивает утечки информации о результатах конкурса. «Нужно смотреть, что действительно нового предлагают разработчики оружия, – объяснил он газете ВЗГЛЯД. – Например, какой будет патрон? Какая пробивная сила пули?»
Сегодня, чтобы эффективно поражать цели на поле боя, пробить современный бронежилет, пуля должна иметь поражающую силу не менее 175 единиц. Важна скорость, с которой она летит: при 1200 м/с ее вес будет 6, при скорости в 750 м/с – уже 9–10 граммов. Из этого складывается вес снаряженного автомата. АК-47 без магазина весит менее 3,2 кг. Новый АК-12 легче не только предшественника, но и АЕК-971, но со старым патроном это преимущество может исчезнуть. Кроме того, сложная сбалансированная автоматика АЕК-971 повышает кучность, но снижает надежность.
Цена вопроса
Проблема имеет, разумеется, не только военное, но и экономическое измерение. Анатолий Ситнов сообщил газете ВЗГЛЯД, что переход на производство нового автомата обойдется минимум в $200 млн при использовании старого оборудования. Если делать, что называется, по уму, то есть закупать новые станки, то сумма возрастет до $1,2 млрд.
При этом в производстве АЕК-971 дороже, чем АК-12. Кроме того, мощности Ковровского завода недостаточны, чтобы справиться с объемами производства новых автоматов в количестве, необходимом для перевооружения войск. Поэтому завод уже поднял вопрос о помощи со стороны государства для расширения и перевооружения производства.
«Производство автоматов – заготовительное, – объясняет Ситнов. – При их производстве в мирное время промышленность должна выпускать 50–70 тысяч, в военное – более 600 тысяч единиц в год. Чтобы это обеспечить, нужно заготавливать металл, иметь соответствующие мобилизационные производственные мощности. Все это недешево».
Собственно, этим объясняется то, что Минобороны не стало вовсе отказываться от стоящих на вооружении автоматов АК-74. Принято решение об их доработке и модернизации. Первый этап предполагает «базовый» комплект модернизации, которую можно произвести прямо в ремроте стрелковой бригады. Он предусматривает установку на обычный «калаш» нового приклада, цевья, сошек, рукояток, планок Пикатинни. Расширенная модернизация требует квалифицированного подхода и может быть произведена только на арсеналах Минобороны.
«В результате модернизации автомат получается фактически нового класса, – уверяет вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Проблема была в одном – в том, что на нем не было хорошего прицела, лазерного указателя и тепловизионного прицела. Сейчас это решено».
Участники конкурса скупы в комментариях. Кроме технических характеристик, цены перехода на новое оборудование и технологические стандарты, существует и «аппаратный вес» фигур и корпораций, стоящих за производителями оружия. И он вполне способен склонить чашу весов в сторону любого из претендентов на столь крупный государственный заказ.
В свою очередь Виктор Мураховский считает, что военным не стоит «изобретать велосипед». АК-12 и АЕГ-971 похожи по своим боевым характеристикам, поэтому можно закупить оба образца для опытной эксплуатации. В итоге только войсковая эксплуатация окончательно покажет, какое оружие лучше, считает эксперт.