Минобороны России, как и предполагалось, приступило к подготовке судебного иска к германской стороне, отказавшейся заканчивать центр боевой подготовки Сухопутных войск в Мулино Нижегородской области. Об этом сообщил во вторник замглавы военного ведомства Юрий Борисов.
Rheinmetall понимает эти риски, и они показывают риски своему правительству
«Конечно, все это регламентируется условиями контракта, конечно, мы будем защищать свои интересы. Я сейчас детали контракта не знаю, все указания уже даны», – сказал Борисов РИА «Новости».
Замминистра уточнил, что в контракте оговорено право России выставить неустойку в случае его нарушения. Именно этим, по его мнению, объясняется появление и обсуждение в германских СМИ информации о запрете со стороны правительства ФРГ компании Rheinmetall на работы над российским учебным центром. «Rheinmetall понимает эти риски, и они показывают риски своему правительству», – заключил он.
Он подчеркнул, что отказ германской стороны абсолютно точно не повлияет на реализацию проекта. Германская сторона поставляла России различное тренажерное оборудование для организации боевой подготовки, оно будет заменено отечественным. «Мы от этого особо не проиграем. Без боевой подготовки центр Мулино не останется – все будет оснащено», – заверил Борисов.
Замминистра заявил, что действующее российское военное руководство вообще не уверено в целесообразности строительства учебного центра германскими специалистами. «Мы знаем любовь Анатолия Эдуардовича Сердюкова ко всему иностранному, поэтому там требовалось ли это все или не требовалось – нужно разбираться», – сказал он.
«Это неправильно»
Во вторник газета Süddeutsche Zeitung сообщила, что Rheinmetall ведет переговоры с правительством ФРГ по сложившейся ситуации. Представитель концерна заявил, что решение об отмене строительства окончательно еще не принято. «Это неправильно, что запланированное строительство центра боевой подготовки стоимостью 100 миллионов евро будет остановлено», – сказал он. Издание отмечает, что федеральное правительство, судя по всему, не понимает, сколь большую сумму ему придется выплатить в качестве неустойки при разрыве контракта.
Министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль, тем не менее, заявил, что размер компенсации, которую заплатит страна, менее важен, чем строительство в России учебного центра, который, по его мнению, якобы приведет к увеличению военных столкновений.
Deutsche Welle* приводит слова представителя министерства экономики ФРГ, согласно которым запрет германской стороны на окончание работ полностью обесценивает существование российского учебного центра: «Преобладающая по стоимости часть учебного центра еще не была поставлена в Россию, и функционировать он не может». Детали она сообщить отказалась, сославшись на коммерческую тайну.
Источники издания, близкие к военно-промышленным кругам ФРГ, сообщили, что в Мулино не поставлено, в частности, программное обеспечение, без которого, по их словам, весь тренажерный комплекс теряет смысл.
Однако замначальника главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Петров сообщил во вторник, что центр уже готов на 95%, а все немецкие комплектующие заменены на российские аналоги. «С 1 сентября текущего года начнем госиспытания», – сказал он.
Накануне высокопоставленный источник «Интерфакса» в российском военном ведомстве сообщил, что поле работ Rheinmetall в этом проекте – лишь 10%. «Наша промышленность в состоянии обеспечить импортозамещение», – сказал он, отметив, что Минобороны РФ подаст судебные иски за невыполнение обязательств. «Они заплатят нам гораздо больше, чем на них потратили», – сказал источник.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, в России есть как минимум пара компаний, которым можно поручить эту работу, и они наверняка смогут завершить строительство: «КРЭТ» и «Транзас».
«Центр практически уже готов. Там осталось только тренажеры поставить, но тренажеры у нас и свои есть нормальные, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший замначальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. – Даже если чего-то нет, можно докупить в Азии. По-моему, это не проблема».
«Не исполняете контракт – платите. Если они откажутся, в таком случае и Россия может отказаться от своих обязательств. Они, конечно, могут сказать: «не будем платить, и все, потому что это санкции», ну, в следующий раз Россия откажется платить, и дальше что?» – добавил он.
«Судебная перспектива хорошая»
«Если Министерство обороны грамотно задекларирует и оформит отказ, правильно рассчитает убытки, потери и неустойку, то у него судебная перспектива очень хорошая», – считает председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. Впрочем, многое зависит от того, был ли предусмотрен в контракте отзыв у концерна лицензии правительством ФРГ. «Есть понятие форс-мажора. Если в форс-мажоре предусмотрен выпуск некоего акта, который влияет на деятельность исполнителя, то такой отказ законен. Если в контракте это не прописано, а международный контракт подчиняется не внутреннему праву, а международному и международно-публичному праву, то это правовые финансовые риски исполнителя», – сказал Николаев газете ВЗГЛЯД.#{weapon}
«Возможно, в контракте выбран один из международных третейских судов. В таких контрактах может быть прописан и российский суд, и третейский суд Торгово-промышленной палаты РФ. Обычно стороны, когда договариваются, выбирают применимое право – немецкое, английское, русское – и выбирают суд, причем то и другое может быть разное, например, суд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а применимое право – немецкое. Такое тоже возможно.
Если выбран суд, находящийся на территории России, наверное, он будет лишен политического давления со стороны немецких властей и вынесет законное обоснованное решение. Если это будет суд на немецкой стороне, тогда, конечно, Министерству обороны не позавидуешь, потому что он, возможно, будет трактовать, что такой отказ законен, потому что немецкая сторона была лишена возможности исполнять контракт», – добавил он.
«Но возможен и третий вариант, где будет указано, что был зафиксирован отказ исполнителя, и будет указано, что исполнитель сделал это не по своей воле, в связи с чем с исполнителя будут взысканы только прямые убытки и не будет взыскана, к примеру, неустойка. По своей правовой природе неустойка является штрафной санкцией за недобросовестное поведение исполнителя. В данном случае поведение исполнителя является добросовестным: что ему делать, если родная страна запретила работать?» – заключил юрист.
Cанкции ЕС против России, принятые в связи с ситуацией на Украине, не распространяются на ранее заключенные сделки, однако, как сообщала газета ВЗГЛЯД, в министерстве экономики ФРГ прямо заявляют, что федеральное правительство решило не оставаться в рамках решения Евросоюза и отменить участие немецкой стороны по своим соображениям. «Мы должны были бы поставить оборудование для этого центра. Но мы не хотим этого, не хотим уже с марта», – заявляла представитель министерства экономики ФРГ Таня Алемани. «Мы приняли решение на национальном уровне», – добавила она. По ее словам, правительство Германии «с самого начала ухудшения обстановки на Украине говорит, что никаких разрешений на поставки вооружения в Россию не будет – ни на боевое оружие, ни на товары вооружения».
Отметим, в апреле американское издание Daily Beast писало, что власти США недовольны военным сотрудничеством России и ФРГ даже после крымских событий. «То, что немецкие компании прямо поддерживали и тренировали российских военных даже во время нападения на Украину, вызывает сожаление. Правительству США стоит призвать всех союзников НАТО приостановить военное сотрудничество с Россией, пока она не выведет войска с Украины, в том числе и из Крыма», – приводило американское издание слова сенатора США.
Соглашение о начале проектирования центра боевой подготовки на территории полигона Мулино было заключено в феврале 2011 года в Москве. Договор подписывали бывший министр обороны России Анатолий Сердюков и руководитель Rheinmetall Клаус Эберхард. Стоимость сделки оценивалась в 120 млн евро. Обучение в центре, рассчитанном на тактические учения бригады, могут проходить до 30 тыс. военнослужащих в год. В перспективе должны быть построены четыре таких центра.
Срок окончания строительства центра в Мулино – сентябрь 2014 года. К настоящему времени большая часть объектов построены, а соединения Западного военного округа еще в прошлом году проводили там тактические учения. Оружие мотострелков, танков и БМП на этом центре оснащено лазерными импульсаторами, а система фиксирует попадание в оснащенных датчиками военнослужащих и технику. Это не только позволяет воссоздать тактическую обстановку, максимально похожую на боевую, но и существенно экономит боеприпасы, горючее и ресурс боевой техники. Ранее в военном ведомстве заявляли, что благодаря этой экономии центр окупится уже через два года.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента