Общество

7 июля 2014, 16:46

Российские пилоты предотвратили большую авиакатастрофу

Фото: кадр из выложенного в сети видео

Принятое в течение долей секунды российскими пилотами решение позволило избежать страшной авиационной катастрофы. Таково общее мнение экспертов, анализирующих недавний инцидент в аэропорту Барселоны. В похожей ситуации произошла знаменитая «катастрофа века» на Тенерифе, самая смертоносная авария в истории гражданской авиации.

В аэропорту Барселоны произошла ситуация, едва не закончившаяся столкновением двух самолетов: во время захода на посадку воздушного судна российской авиакомпании «ЮТэйр» на взлетную полосу неожиданно вырулил аргентинский самолет. Катастрофы удалось избежать благодаря действиям российских пилотов, которые вовремя приняли решение уйти на второй круг.

Запись инцидента, снятая установленными в аэропорту камерами наблюдения, была размещена на популярных видеохостингах. На кадрах видно, как аргентинский самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и пересекает ее в тот момент, когда самолет «ЮТэйр» снижается до высоты менее ста метров. Столкновение кажется неизбежным, но в последний момент самолет начинает набирать высоту.

Видео вызвало эмоциональную реакцию пользователей из разных стран мира. «Хорошая работа капитана и его экипажа», «Аргентинских пилотов не учили смотреть направо и налево, прежде чем пересекать дорогу», – пишут они.

Между тем газета El Mundo со ссылкой на источник в испанской компании, ответственной за контроль над работой аэропортов и воздушным сообщением, пишет, что инцидент не создавал угрозы столкновения, поскольку оба самолета находились в том месте, где и должны были. По его словам, все действовали согласно предусмотренному порядку, хотя пилот российского самолета решил в последний момент набрать высоту, что является обычной практикой в аэропортах, особенно в сложных метеорологических условиях. Источник также сказал, что ни одна из авиакомпаний не представила никаких жалоб, передает «Интерфакс».

В пресс-службе авиакомпании «ЮТэйр» газете ВЗГЛЯД сообщили, что экипаж самолета Boeing 767-300, выполнявшего рейс UT-5187 по маршруту Москва (Домодедово) – Барселона, выполнял заход на посадку, строго следуя указаниям диспетчеров аэропорта.

«При снижении на предпосадочной прямой командир воздушного судна обнаружил препятствие на взлетно-посадочной полосе в виде пересекавшего ее самолета другой авиакомпании. Командир воздушного судна принял оперативное решение о выполнении стандартной эксплуатационной процедуры – ухода на второй круг. Маневр был выполнен в штатном режиме, посадка прошла благополучно, никто из пассажиров не пострадал», – говорится в сообщении компании.

«В данной ситуации командир воздушного судна авиакомпании «ЮТэйр» своевременно и адекватно оценил сложившуюся ситуацию, проявив при этом хладнокровие и высокое профессиональное  мастерство», – заявляет авиаперевозчик.

В авиакомпании подчеркнули, что согласно международным правилам воздушное судно, выполняющее заход на посадку, имеет безусловный приоритет перед воздушными судами, находящимися на земле, а после того как диспетчер дал разрешение на посадку самолета, взлетно-посадочную полосу никто занимать не имеет права.

«Мы действовали по строгим указаниям диспетчеров аэропорта Барселоны. Сейчас мы ждем ответ от аэропорта относительно действий диспетчера в отношении тех указаний, которые он давал как нашему экипажу, так и экипажу самолета аргентинской авиакомпании», – сказала газете ВЗГЛЯД представитель компании.

Она сообщила, что пилоты в настоящее время продолжают рейсы по запланированным маршрутам и до их возвращения с ними нельзя согласовать вопрос, хотят ли они, чтобы общественности были известны их имена.

«Мы благодарим своих пилотов за хладнокровие и профессионализм. Они выполнили достаточно стандартную процедуру ухода на второй круг, но здесь важны были именно своевременное принятие решения и правильная оценка ситуации. Есть такое понятие, как точка принятия решения, после которой изменить траекторию невозможно. Командир хладнокровно сориентировался и вовремя принял решение об уходе на второй круг», – сказала представитель компании.

Источник РИА «Новости» в авиационных кругах рассказал, что речь может идти об ошибке диспетчера или пилотов Aerolineas Argentinas, которые не услышали указания диспетчера. «Судно, идущее на посадку, имеет приоритет, никаких посторонних средств передвижения или иных препятствий в этот момент на полосе быть не должно», – сказал он.

Один из ведущих экспертов в российских авиадиспетчерских кругах, пожелавший остаться неизвестным, сообщил ИТАР-ТАСС, что более подробно об инциденте можно будет узнать, когда пилоты вернутся в Россию. «Однако даже по видеозаписи можно четко сказать, что имела место или ошибка диспетчеров, или ошибка экипажа аргентинского самолета, по какой-то причине не услышавшего команд диспетчеров», – подчеркнул он.

Аналогичного мнения придерживается президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. «Командир корабля, заходящий на посадку, имеет полное право принять решение уйти на второй круг, если он не уверен в том, что полоса будет свободна. Вот это и произошло. Командир усомнился в том, что самолет, который он видит, успеет пересечь эту полосу до того момента, когда он произведет посадку. И он принял абсолютно грамотное решение, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Это непременное умение для опытного командира корабля – вовремя принять решение уйти на второй круг. Которое, к сожалению, сейчас расходится с мнением некоторых руководителей авиакомпаний, не авиаторов по образованию и по сути, которые всегда видят за этим только дополнительный расход керосина. Но это не останавливает профессионалов».

«У командира вариантов было немного. Если бы он через доли секунды принял это решение, он уже не смог бы уйти на второй круг – высоты не хватило бы», – отметил он.

«Диспетчер на таком удалении заходившего на посадку самолета не должен был разрешать пересечение кем-либо взлетно-посадочной полосы. Это запрещено. Но могло быть и так, что диспетчер своевременно дал команду, а командир рулившего самолета по каким-то причинам замедлил руление. Там же все измеряется долями секунды. Чуть позже стал рулить, пересекать, на меньшей скорости, чем нужно. А тот-то самолет неумолимо снижается. Комиссия разберется, как сработал диспетчер и как сработал рулящий экипаж», – считает эксперт.

Он отметил, что набрать высоту при принятии решения об уходе на второй круг «технически несложно, но этому надо быть обученным». «Мы знаем случаи, когда при уходе на второй круг самолеты касались ВПП. Надо рассчитывать, может ли самолет еще уйти, в какой точке. На это же купились поляки, убив своего президента: поздно приняли решение уйти на второй круг», – отметил Смирнов.

Эксперт напомнил, что именно при таком стечении обстоятельств произошла «катастрофа века» на Тенерифе в 1977 году. Тогда в результате ряда факторов, в частности, низкой видимости, плохого понимания английской речи участников переговоров, голландский Boeing 747, шедший на взлет, столкнулся с выруливавшим на полосу американским Boeing 747, что привело к гибели более 500 человек.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Сервис RUSSPASS составил рейтинг самых популярных туристических направлений на майские праздники.

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?