Ситуация вокруг трагедии со сбитым над Украиной Boeing вывела голословные обвинения от официальных лиц на новый уровень. Без проведения расследования и экспертиз украинские власти нашли множественные доказательства причастности к инциденту ополченцев с Юга-Востока. Более того, в Киеве утверждают, что зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Бук», из которого мог быть сбит самолет, передала ополченцам Россия, а после трагедии ополченцы вернули комплекс обратно.
Нельзя спекулировать трагедией. Нельзя делать такие «вбросы», когда сотни родственников не находят себе места от горя
Первым историю с возвратом «Бука» изложил на своей странице в соцсети глава МВД Украины Арсен Аваков. По его словам, «подразделениями скрытого наблюдения МВД Украины сегодня, 18 июля, в 4.50 утра зафиксирован тягач с загруженным гусеничным ракетным комплексом, двигающийся по направлению через Краснодон, в сторону границы с Российской Федерацией». «Предположительно, это именно тот ракетный комплекс «Бук», произведший вчера выстрел по гражданскому самолету Амстердам – Куала-Лумпур», – написал министр, добавив, что «преступники пытаются скрыть следы этого чудовищного преступления».
В воскресенье президент Украины Петр Порошенко во время телефонного разговора с французским коллегой Франсуа Олландом сообщил, что Киев имеет спутниковые снимки места пуска ракеты и «фото и видео зенитной установки, свидетельствующие о завозе оружия из России, перехват телефонных разговоров террористов и другие неопровержимые доказательства». Позже госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри заявил, что использованный для поражения пассажирского лайнера ЗРК поставлен из России. «Довольно ясно, что это система, которая была передана из России в руки сепаратистов (так на Западе называют ополченцев)», – заявил он, добавив, что «в последний месяц на Украину из России поступила крупная партия вооружений».
В воскресенье американские СМИ растиражировали информацию разведки США, которая, не разглашая подробностей полученной информации, заявила, что Москва в последнее время якобы поставляла украинским ополченцам современные системы противовоздушной обороны (ПВО), а затем переправила их обратно в Россию.
Ранее в субботу в украинской прессе начали распространять видеозапись и комментарии о том, что в кадре «Буки», которые тайно везут с Украины в Россию. Но эксперты обратили внимание на нестыковки в этой истории. Сотрудник Фонда открытой новой демократии Виктор Леванов отметил, что в кадр кроме «Бука» попал баннер с надписью «Автосалон на Днепропетровской, дом 34».
Он определил, что на видео – город Красноармейск, который с мая находится под контролем украинской армии, и, «соответственно, туда не могут попасть ополченцы».
Как пишет Ridus, украинские СМИ распространяют коллажи, на которых изображены две установки «Бук». Подписи к ним утверждают, что комплексы засняты во время пересечения украино-российской границы.
Картинка является стоп-кадром из этого видео. На ней виден «Бук» с бортовым номером 312. Однако, отмечает издание, машина с этим номером принадлежит Украине, потому что «засветилась» во время мартовской ротации украинских войск близ Горловки.
Если посмотреть на карту с маршрутом самолета, то он пролетал как раз над этим местом, а затем улетел прямо в ту сторону, где позже упал на землю.
В Сети было опубликовано видео с, предположительно, двумя машинами. Но якобы «Буки» скрыты под тентом, и доподлинно определить содержание груза невозможно.
Украинские СМИ начали публиковать это видео как доказательство перевозки ЗРК «обратно в Россию». Однако на стоп-кадре можно заметить название предприятия неподалеку – Сталь-снаб. Оно находится в городе Старый Оскол, около ст. Котел. Котел и Старый Оскол находятся очень далеко от места крушения рейса MH17, а ближайший крупный украинский город – Харьков, который не занят ополченцами.
Также российские эксперты назвали подделкой аудиозапись переговоров украинских ополченцев, на которой якобы обсуждается уничтожение малайзийского Boeing. «Эта звукозапись не является целостным файлом, она смонтирована из нескольких фрагментов», – заявил один из самых авторитетных специалистов в области звукового и речевого анализа, эксперт компании «Целевые технологии» Николай Попов.
Он, в частности, обратил внимание, что на первом из трех фрагментов, на котором командующий ополчением Горловки Игорь Безлер обсуждает сбитый самолет, ничего не говорится о том, какой именно это самолет. Однако отчетливо слышно название города Енакиево. Как заявил сам Безлер, этот разговор действительно имел место, но речь шла об украинском штурмовике, сбитом накануне над этим населенным пунктом.
Второй фрагмент записи, состоящий из трех кусков, представили как единый смысловой текст. Однако проведенный анализ спектра и временных меток показал, что диалог был нарезан и так же смонтирован. Самый показательный момент – короткие паузы: файл сохранил временные метки и маркеры, которые говорят о том, что клеили этот диалог из разных эпизодов.
Лингвистический анализ также показывает, считает Попов, что у тех, кто сфабриковал эту запись, явно не хватало материала и времени. Поэтому и смысл реплик с трудом стыкуется друг с другом, различается и спектральная картина аудиоматериалов. Но, пожалуй, самый показательным моментом является то, что при элементарном просмотре свойств аудиозаписи выясняется – файл создан почти за сутки до катастрофы.
Показательным стало другое заявление, сделанное накануне вечером спикером информационного центра СНБО Андреем Лысенко. Он утверждал, что ополченцы используют кредитные карты жертв катастрофы и собирают с тел погибших личные ценные вещи.
Заявления Лысенко привлекли внимание украинского журналиста Анатолия Шария. Он решил проследить, как отреагировали на слова чиновника мировые СМИ. Некоторые написали, что «боевики расплачиваются кредитками пассажиров».
Позже Ассоциация банков Нидерландов приняла меры, чтобы с карт не могли снять деньги. Как выяснил Шарий, прочитав пресс-релиз на сайте Ассоциации, в ней руководствовались исключительно сообщениями СМИ, а не фактом списания средств с карт. Однако СМИ подхватили заявление Ассоциации и начали писать о том, что нидерландские банки заявили о краже кредитных карт.
«Это называется круговорот «вброса». Простой пример: я заявляю о том, что Лысенко ограбил квартиру пенсионерки. Об этом сообщают СМИ. Ассоциация защиты прав пенсионеров узнает из СМИ, что Лысенко ограбил пенсионерку, и делает заявление, что готова покрыть все расходы пенсионерки, которые нанес Лысенко своей кражей. После этого СМИ уже ретранслируют заявление этой ассоциации. Рядовой читатель понимает, что просто так ассоциация не сделает заявление. Значит, Лысенко все-таки нечист», – пояснил Шарий.
Что касается слов Лысенко, то журналист подчеркнул, что «нельзя делать такие заявления, не имея на руках фактов». «Нельзя спекулировать трагедией. Нельзя делать такие «вбросы», когда сотни родственников не находят себе места от горя. Это подло, это низко, это недостойно», – сказал Шарий, уточнив, что «кредитки» оказались дебетовыми картами.